Целью освоения дисциплины "Искусство и эстетика авангарда" является получение студентами знаний об основных направлениях современной эстетической мысли, об основных художественных направлениях, возникших в конце XIX – начале XX в. выработка у студентов практических навыков критического анализа современных явлений в искусстве.

 Реализация целей курса предполагает решение следующих задач:

-         изучение основных направлений в эстетической мысли конца XIX – начала XX в.  выявление их специфики;

-         изучение основных направлений художественной практики конца XIX – начала XX в.,   выявление их специфики;

-          овладение навыками критического анализа современных явлений в искусстве;

Изучение дисциплины направлено на развитие творческих способностей, навыков критического восприятия и оценки художественных произведений, на эстетическое воспитание, которое тесно связано с нравственным воспитанием, на развитие профессиональной способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев.


Дисциплина призвана познакомить студентов с основами политической науки и сформировать у них общее представление о политике, ее основных аспектах, проблемах, закономерностях и ее взаимодействии с другими сферами общественной жизни.

Дисциплина «Политология» относится к выборным дисциплинам Блока 1 учебного плана (модуль 2).



Цель курса: ознакомить студентов с порядком проведения практики с использованием ДОТ.

Ознакомить студентов с техникой безопасности. 

Задания к семинарским занятиям по курсу "История зарубежной философии: Немецкая классическая философия". Материалы к промежуточной и итоговой аттестации по курсу.

Задания и сопроводительные материалы для проведения семинарских занятий по курсу "История зарубежной философии: Немецкая классическая философия". Задания к промежуточной и итоговой аттестации по курсу.

Основной целью

преддипломной практики является ознакомление студентов как с общими принципами подготовки и оформления учебных и научных работ, так и особенностями подготовки квалификационных работ. Практика ориентирована на студентов, занимающихся исследовательской работой в рамках подготовки текста бакалаврской дипломной работы. Практика направлена на фундаментальную проработку теоретического материала, отвечающего научно-образовательным программам РУДН.

Задачи преддипломной практики:

- дать базовую информацию об общих принципах и закономерностях написания учебных и научных работ, особенностях этих принципов и закономерностей применительно к выпускным и другим квалификационным работам;

- показать роль рефератов и курсовых работ как этапов подготовки к написанию выпускной бакалаврской  дипломной работы;

- закрепить навыки реферирования как базового элемента подготовки научной работы, а также навыки обоснования актуальности темы, формулирования целей и задач исследования, правильного оформления и применения научного аппарата, оформления текста бакалаврской дипломной работы. 


Курс посвящен рассмотрению философских взглядов основных представителей европейской философии XIX в. В ходе курса освещаются творчество таких мыслителей, как Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон, Маркс, Дильтей и др. 

В рамках курса рассматривается развитие философской мысли с конца XIX в. и по сей день. Рассматриваются следующие основные философские направления: неокантианство, психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм), феноменология (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти)), экзистенциализм в Германии (К. Ясперс) и во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю), философская герменевтика (Г.-Г. Гадамер), структурализм и постструктурализм.

 

Цель курса – рассмотрение важнейшего этапа развития философии, связанного с появлением секулярной, нерелигиозной, культуры, становлением науки, формированием рационализма и эмпиризма. Курс по философии Возрождения и Нового времени направлен на анализ новых форм развития философской проблематики, обогащения её категориального аппарата, типов преемственности и критики в постановке философских проблем.

В курсе рассматриваются базовые понятия, концепции и направления  философии Возрождения и Нового Времени. Особое внимание уделяется выявлению и интерпретации «сквозных» и «предельных» измерений классической философии:  антропоцентризма Возрождения, нового понимания философских проблем и философской рациональности, становления классической гносеологии и методологии.


1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – составление целостного системного представления о единстве историко-философского процесса при одновременном углубленном изучении истории средневековой западноевропейской  философии на основе компаративного анализа со средневековой византийской философией.

задачи дисциплины –

1.     Определение места и роли западноевропейской средневековой философии и греко-византийской философии в историко-философском и историко-культурном процессах;

2.     Изучение основных философских учений и концепций эпохи средневековья как базиса для последующего развития философской мысли и для освоения теоретических вопросов философии;

3.     Выявление специфики и взаимосвязи западноевропейской средневековой философии с античной и арабо-мусульманской философскими традициями, а также философией Нового времени;

4.     Проведение компаративного анализа западноевропейской и византийской философии эпохи средневековья; выявление их сущностных отличий и специфики, обоснование всеобщего в развитии проблемного поля двух исторических форм философии;


 



Целью курса является ознакомление студентов с философской эстетикой Шеллинга- важным явлением в истории немецкой философии, которому обычно не уделяется достаточного внимания в общих курсах истории философии. Материал курса связан с историей развития романтического философствования от первых проектов до развитых форм романтического дискурса в сложной взаимосвязи философской и художественной стоставляющих романтического миросозерцания. Курс знакомит с основными темами идеалистической эстетики.


Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в области немецкой классической философии, освоение ими основного арсенала понятий традиции трансцендентального и спекулятивного идеализма. В задачи курса не входит подробное изучение всей проблематики немецкой классической философии в полном объеме, но лишь ориентирующее знакомство с основными системообразующими принципами и категориальным аппаратом этой традиции, преимущественно в контексте проблематики соотношения естественнонаучного и гуманитарного познания, соотношения теоретического и практического в каждом из них. Курс нацелен на подготовку студентов к адекватному восприятию современных дискуссий, в которых ключевое место занимает критическое переосмысление наследия немецких классиков.


Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в области немецкой классической философии, освоение ими основного арсенала понятий традиции трансцендентального и спекулятивного идеализма. В задачи курса не входит подробное изучение всей проблематики немецкой классической философии в полном объеме, но лишь ориентирующее знакомство с основными системообразующими принципами и категориальным аппаратом этой традиции, преимущественно в контексте проблематики соотношения естественнонаучного и гуманитарного познания, соотношения теоретического и практического в каждом из них. Курс нацелен на подготовку студентов к адекватному восприятию современных дискуссий, в которых ключевое место занимает критическое переосмысление наследия немецких классиков.


Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в области немецкой классической философии, освоение ими основного арсенала понятий традиции трансцендентального и спекулятивного идеализма. В задачи курса не входит подробное изучение всей проблематики немецкой классической философии в полном объеме, но лишь ориентирующее знакомство с основными системообразующими принципами и категориальным аппаратом этой традиции, преимущественно в контексте проблематики соотношения естественнонаучного и гуманитарного познания, соотношения теоретического и практического в каждом из них. Курс нацелен на подготовку студентов к адекватному восприятию современных дискуссий, в которых ключевое место занимает критическое переосмысление наследия немецких классиков.


«Политология» - обязательный курс для студентов первого года обучения, специализирующихся по направлению подготовки "Философия".

Цель курса - познакомить с основами политической науки и сформировать  общее представление о политике, ее основных аспектах, проблемах, закономерностях и ее взаимодействии с другими сферами общественной жизни.

В рамках курса рассматриваются основные понятия политической науки, основные политические ценности, идеологии, режимы и современные политические институты.

3 з. ед.: 108 часов.


Самосознание философии науки  в начале XX века ознаменовалось появлением   двух наиболее  влиятельных философских школ, имевших,  в сущности, один исток – основания математики, которые рассматривались ими как  в качестве образца или отправной точки. Это феноменология Брентано-Гуссерля и логический позитивизм, инициированный идеями Г.Фреге, Д. Гильберта, Уайтхеда, Б.Рассела.

Курс предназначен для студентов 4 курса (дисциплина по выбору).

Трудоемкость курса: 108 ак. ч. (3 кредита).

Язык: русский.

Самосознание философии науки  в начале XX века ознаменовалось появлением   двух наиболее  влиятельных философских школ, имевших,  в сущности, один исток – основания математики, которые рассматривались ими как  в качестве образца или отправной точки. Это феноменология Брентано-Гуссерля и логический позитивизм, инициированный идеями Г.Фреге, Д. Гильберта, Уайтхеда, Б.Рассела.

Курс предназначен для студентов 4 курса (дисциплина по выбору).

Трудоемкость курса: 108 ак. ч. (3 кредита).

Язык: русский.

Курс  посвящен  изучению основных методы логического анализа проблем философии и методологии науки;

Его задачами являются представление методы логического анализа проблем научного исследования;

освоение студентами навыков построения логических моделей для процедур научного исследования;

получение знаний о современных дискуссиях в области логики науки. 

Объем курса - 108 часов. из них 36 часов - аудиторная работа.

Язык курса - русский.


В курсе рассматриваются основные направления философии науки, сложившиеся  в XX -  начале XXI вв. Особое внимание уделяется проблемам логики и методологии науки. Западные и отечественные теории научного познания рассматриваются в сравнительно-сопоставительном ключе. 

В результате освоения курса студент должен: 

знать содержание основных идей главных направления философии науки XX века, современное состояние проблем философии и методологии науки;

уметь систематизировать и концептуализировать содержание современных дискуссий по проблемам философии методологии науки;

владеть логико-методологической терминологией, навыками критического анализа и рецензирования литературы по проблематике философии науки.

Объем курса -108 часов, из них 36 часов - аудиторная работа.

Язык курса - русский.

Настоящий курс является углублением и конкретизаций знаний по курсу «Философия Возрождения и Нового времени». Он предполагает знакомство с основными идеями философии Нового времени истории философии, с методологическими концепциями современного научного познания.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

·   выявление и интерпретация «сквозных» и предельных измерений классической философии в учении о методе  

·        Сравнительный анализ интерпретаций современных типов рациональности, раскрытие достоинств и недостатков каждой из них. 

·        Рассмотрение науки как познавательной деятельности в широком контексте философских идей современности, в частности методологии постпозитивизма.

 


Дисциплина «Творчество и свобода» является специальным философским курсом и относится к профессиональному циклу специальных дисциплин по выбору  (цикл – СД). Дисциплина является развитием базового курса онтология и теория познания. Студент должен знать традиционные и современные проблемы философской и научной мысли.

Данная дисциплина решает важную задачу: обоснования онтологической фундаментальности свободы и творчества и переосмысления на этом новом теоретическом уровне полученных студентами ранее общефилософских, общепсихологических и общебиологи­ческих знаний.

Дисциплина направлена на  формирование понятия о фундаментальной проблеме природы и диалектики творчества и свободы, на углубление знаний в области философской антропологии, эпистемологии, и других смежных наук, на формирование научно-философского мировоззрения на уровне, необходимого бакалавру философии для самостоятельной постановки профессиональных целей и задач, организации и проведения исследований и внедрения творческих элементов в профессиональную деятельность.

Discipline "Creativity and freedom" is a special philosophical course and refers to the professional cycle of special disciplines of choice (cycle - SD). Discipline is the development of a basic course ontology and theory of knowledge. The student must know the traditional and contemporary problems of philosophical and scientific thought.

This discipline solves an important task: the justification of the ontological fundamentality of freedom and creativity and the rethinking at this new theoretical level of the students received earlier general philosophical, general psychological and general biological knowledge.

Discipline is aimed at the formation of the concept of a fundamental problem of nature and dialectics of creativity and freedom, on deepening knowledge in the field of philosophical anthropology, epistemology, and other related sciences, on the formation of a scientific and philosophical worldview at the level necessary for the bachelor of philosophy for self-statement of professional goals and objectives, organization and conduct of research and the introduction of creative elements in professional activities.



Целью курса является рассмотреть основные историко-философские концепции, течении и школы мировой философии, дать общую характеристику особенностей понимания философии как истории философии на материале истории мировой философии на основе изучения первоисточников..

Задачи курса:

·         Проблемный анализ классической и современной философии.

·         Персональный анализ классической и современной философии.

·         Анализ основных философских систем.

·         Изучения важнейших факторов цивилизации и культуры для понимания целостности и глубины историко-философского процесса.

·         Рассмотрения субъектно-объектной парадигмы, позволяющей раскрыть единство философских теорий и концепций в рамках историко-философского процесса.

·         Сравнительный анализ методов и методологий историко-философских исследований.


Цель курса: формирование представлений о даосской философии и ее месте в классической китайской мысли. В рамках курса изучаются концепции возникновения даосизма, философские взгляды Лао-цзы, Чжуан-цзы, основные концепции школы Сюань-сюэ, место и роль даосизма в синкретических религиях Китая.  

Цель курса: ознакомление студентов с основными течениями китайской классической философии. В рамках курса изучаются основные направления, проблемы, теории и методы классической китайской философии, а также содержание современных философских дискуссий по данной теметике.

Цель курса: Формирование представлений о философии китайского неоконфуцианства. Изучение содержания основных концепций неоконфуцианства, специфики возникновения этого направления китайской философской традиции и ее роли в китайской книжной и народной культуре; сопоставление главных особенностей идей неоконфуцианской философии с мировоззренческими и общетеоретическими паттернами европейской культуры.  

Развитие у студентов элементов абстрактного мышления, знание основных проблем современной социальной философии, содержания основных направлений становления и функционирования гражданского общества, выявление особенностей его формирования в России, использование философских знаний в процессе концептуального конструирования нового знания.


Место дисциплины в структуре ООП: профессиональный цикл. Б.3. Базовая (общепрофессиональная часть)

Цели и задачи дисциплины: подготовка специалистов, обладающих гуманитарными  знаниями и умениями, осознающих социальную значимость своей будущей профессии и обладающих высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способных к анализу социально значимых проблем и процессов; способных осуществлять деловое общение, публичные выступления,  переговоры.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: современное  наполнение таких категории как долг, ответственность, честь, достоинство,  счастье, доверие, сотрудничество, толерантность,  права человека,    профессионализм. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии и обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Освоить основные принципы этического кодекса российского и международного предпринимательства, знать  сущность и социальные последствия  различных  нарушений этики бизнеса, разбираться в современных концепции формирования личности   как социально ответственного субъекта.

Уметь: распознавать морально- этический контекст проблем  бизнеса на различных уровнях, применять базовые теории современной этики к  решению возникающих проблем,  не допускать моральных конфликтов.

Владеть: культурой мышления и поведения,  готовностью к кооперации  и партнерству при работе в коллективе,  способностью осуществлять деловое общение, публичные выступления, переговоры; этическими  нормами взаимодействия и сотрудничества, толерантностью, обладать такими моральными убеждениями, которые обращали бы профессиональные знания на благо общества.

Количество часов необходимое для освоения курса: 108 часов, 3 кредита

Язык курса: русский

Курс нацелен на освоение студентами мировоззренчески необходимых знаний об идее развития в мировой философской мысли; понимание сложности философской теории развития, ее проблем и парадоксов; знание студентами основных моделей развития;  умение применять к естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам философские подходы в понимании развития предмета познания.

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору блока 1 учебного плана.

Целью курса является ознакомление студентов с социокультурным феноменом Эроса в его взаимодействии с культурной, морально-этической, политической и экономической сферами общественной жизни.

Для достижения поставленной цели в процессе преподавания курса решаются нижеперечисленные задачи:

  • рассмотрение явления Эроса в перспективе его исторического развития,
  • изучение наиболее значимых форм, которые принимает Эрос в рамках социального конструирования,
  • рассмотрение цивилизационных механизмов, определяющих межличностные отношения в традиционном и современном обществах,
  • изучение современного статуса интимного,
  • анализ взаимодействия сферы эротического с морально-нормативной сферой, со сферой политических отношений, а также со сферой экономики,
  • знакомство с метафизическим дискурсом об Эросе, как он представлен в различных учениях.

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____3______ зачетных единиц (108 ак. часов).

Язык курса: русский.


Дисциплина относится к вариативной части блока 1 учебного плана.
Основной целью курса является разностороннее рассмотрение философско-антропологической проблематики через призму ее исторической динамики и трансисторических ориентиров. Все антропологические учения распределяются между тремя основными антропологическими парадигмами, где пределом самоопределения человека выступают соответственно метафизический абсолют, природа и общество.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания курса решаются нижеперечисленные задачи:

  • дается «формула человека» как существа, осознающего себя между двумя пределами: индивидуального и сверхиндивидуального;
  • обозначаются основные ориентиры архаической антропологии и роль архетипизации в жизни архаического человека;
  • устанавливаются главные положения антропологии традиционной метафизики относительно природы и предназначения человека;
  • исследуются ключевые компоненты антропологии модерна;
  • изучается специфическая ситуация современного человека, представленная экзистенциальной антропологией;
  • рассматриваются некоторые перспективы «антропной космологии»;
  • изучаются основные антропообразующие процессы, протекающие в современном обществе;
  • выявляются и анализируются стержневые профили антропологии постмодерна.
Общая трудоемкость дисциплины составляет _____3______ зачетных единиц (108 ак. часов). Язык курса: русский.


1.    Цели и задачи дисциплины: _ изучить основы философии религии.

Задачи:

- изучить концепции древней философии относительно религии и современные теории философии религии;

- приобрести знания в области метафизики религии – архетипов, мифологем, богословских и философских систем внутри самой религии;

- усвоить характеристики двух парадигм религиозной метафизики - политеистической и монотеистической;

  ___________________________________________________________

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО:

 

Дисциплина _____Философия религии___ относится к базовой части блока _1 учебного плана.

В таблице № 1 приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций дисциплины в соответствии с матрицей компетенций ОП ВО.

Таблица № 1

Предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций

№ п/п

Шифр и наименование компетенции

Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины (группы дисциплин)

Общекультурные компетенции - владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;

 

 

Религиоведение

История философии

 

 

 

 

 

Общепрофессиональные компетенции - стремление к самопознанию и саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

 

 

 

 

Профессионально-специализированные компетенции специализации_____________

 

 

 

 

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

_____________________________________________________________________________ (указываются в соответствии с ОС ВО РУДН/ФГОС ВО)

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: традиционные и современные проблемы философии религии;

Уметь: применять в профессиональной деятельности философские категории к конкретной религиозности;

Владеть: методами и приемами логического анализа, уметь работать с научными и религиозными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями и в определенной степени критически осмысливать их_

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___3____ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

 

 

 

 

Аудиторные занятия (всего)

54

7

 

 

 

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

22

 

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

Семинары (С)

32

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

54

 

 

 

 

Общая трудоемкость                                     час

                                                                       зач. ед.

 

 

 

 

 

108

 

 

 

 


Курс «Методика преподавания обществознания в школе» входит в базовую часть образовательной программы по направлению «Философия» (47.03.01). Курс рассчитан на студентов четвертого курса обучения проходит в седьмом семестре. Изучение курса «Методика преподавания обществознания в школе» основывается на сумме знаний, полученных студентами на первом, втором и третьем курсах обучения и предшествует педагогической практике, которую студенты проходят в начале восьмого семестра. Студент должен быть знаком с основными методами гуманитарных и социальных наук, быть способен критически осмыслять и анализировать основные происходящие в современном мире процессы.


Основной целью дисциплины является формирование у обучающихся общих представлений о генезисе философии в Индии, о содержании основных философских и общественно-политических учений древности и средневековья Индии. Формирование данных представлений у обучающихся и получение ими базовой информации о развитии индийской философской традиции осуществляется в контексте мирового историко-философского процесса и на основании обращения к первоисточникам.

Место дисциплины в структуре ООП: Профессиональный цикл, вариативная часть.

Основной целью курса является ознакомление студентов с  этической составляющей мирового искусства от древнего периода истории человечества до XX века через призму социальных ценностей соответствующей эпохи и страны.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

- рассматривается проблема происхождения искусства, его место в жизни человека и общества, виды и функции искусства;

- исследуется  специфика  искусства различных эпох и народов на примерах  многих видов искусств;

- анализируется нравственная составляющая художественных стилей в искусстве: романского, готического, барокко, классицизма, рококо, сентиментализма, романтизма, реализма,  модернизма  на примерах произведений различных видов искусств и соответствующих эпох;

- дается сравнительный анализ искусства модернизма и постмодернизма.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Содержание мировых и национальных  религий и их этическую составляющую.

Уметь:

Анализировать специфику национальных и мировых религий через призму морали.

Владеть: навыками толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий.

Количество часов необходимое для освоения курса: 108 часов, 3 кредита

Язык курса: русский


Целью курса является подробный анализ основных категорий эстетики на основе исторического материала. Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний в области эстетики, воспитание эстетического вкуса, ибо, как сказал В. Г. Белинский, - «эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности».

Формирование представления о специфике эстетики как способе познания и духовного освоения мира; овладение базовыми принципами и приемами художественного познания; введение в круг эстетических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

 Изучение дисциплины направлено на развитие творческих способностей, навыков критического восприятия и оценки художественных произведений, на эстетическое воспитание, которое тесно связано с нравственным воспитанием, на развитие профессиональной способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев.

 Место дисциплины в структуре ОП ВО: 

Дисциплина Эстетика  относится к базовой  части блока  учебного плана.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: историю эстетики, основные категории эстетики, направления в искусстве, проблемы, теории и методы эстетики, содержание современных философских дискуссий по проблемам художественного развития.

Уметь: анализировать произведение искусства, обосновывать собственную позицию по различным проблемам эстетики; использовать категории эстетики для оценки и анализа различных художественных и эстетических явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа произведений искусства, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать: целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой реализации человека и повседневной его жизни, основных видах искусства, понимание роли искусства в обществе.


Цель дисциплины – изучение истории искусства различных эпох и народов, мировоззренческих концепций  различных эпох, а также формирование знаний о разнообразных художественных стилях и направлениях. Изучение и понимание исторически-изменчивых форм художественно-образного мышления сформирует целостное представление об искусстве и расширит рамки культурного и творческого потенциала студента.

Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в области истории искусства, в, частности, западноевропейского искусства. Целью курса не является подробное изучение всей проблематики истории  искусства. Выделяется наиболее репрезентативный материал, освоение которого позволяет студентам научиться самостоятельно, понимать и оценивать историко-художественный процесс в целом, овладеть методами истолкования художественного произведения. Спецификой курса является то, что в нем рассматриваются не только произведения пластических искусств, но  драматургические и литературные произведения.


Спецсеминар посвящён знакомству студентов с текстом одного из важнейших произведений Аристотеля – трактата «Метафизика». Это произведение, справедливо считающееся важнейшим философским трактатом Стагирита, является ключевым памятником не только классической греческой философии, но и всей мировой философской мысли – как с точки зрения широты спектра рассматриваемой в нём проблематики, так и с позиций того влияния, которое творчество Аристотеля оказало на последующие судьбы европейской и арабо-мусульманской философской мысли.

Курс «Междисциплинарные основания социально-гуманитарного знания» является самостоятельным курсом, который читается в течение одного семестра. В рамках этого курса излагаются основные философские подходы к обоснованию социально-гуманитарного знания, выясняются междисциплинарные основания этого типа знания. Проводится анализ сходства и различия естествознания и социально-гуманитарного знания, интерпретируются те изменения, которые претерпело понимание рациональности в связи с появлением и развитием социально-гуманитарных наук. 

Количество часов курса - 108.

Язык курса - русский.


Курс посвящен одной из старейших и при этом актуальнейших философских проблем - проблеме справедливости, в особенности социальной справедливости. Что такое справедливость, почему люди ее так ценят и так в ней нуждаются? Почему так трудно прийти к консенсусу по вопросу о справедливости? Как знать, что есть справедливость и как быть справедливым? Все эти и другие вопросы рассматриваются в данном курсе.

Основной целью курса является изучение проблем, связанных с понятием справедливости и его использованием людьми.

Курс направлен на формирование высококвалифицированных специалистов в области социальной философии, обладающих необходимыми знаниями в сфере философии морали, политической и социальной философии.

Курс предназначен для лиц с высшим, средне-специальным образованием, а также получающих высшее образование; направлен на формирование базовых теоретических знаний и практических навыков в изучении теорий справедливости и их критическом восприятии.

 

Требования к уровню освоения содержания программы

 

По завершении изучения программы слушатель должны:

а) знать:

-  историю возникновения и эволюцию понятия справедливости

- основные способы классификации и теории справедливости

- проблемы, связанные с применением понятия справедливости в социальной теории и практике

б) уметь:

- выявлять связи между основными моральными категориями и иными, прежде всего - практическими - ценностями

- видеть проблемы согласования разных критериев и устранения противоречий между подходами к установлению справедливости, намечать пути решения этих проблем в соответствии с требованиями ситуации

- пользоваться научной и справочной литературой

б) владеть:

- терминологическим аппаратом данной дисциплины

- основными методами анализа и решения проблем, связанных с существованием понятия и практик справедливости

Цели курса:  формирование нравственного сознания личности путем освоения способов этико-философского осмысления социокультурных явлений современности в их динамике и развитии; осмысление специфики этики и морали, их роли и значения в решении злободневных проблем современного и постсовременного общества; рассмотрение основных теоретических парадигм современной этики. 

Основные задачи дисциплины: предложить теоретическое осмысление нравственных оснований культурной практики; определить место и роль этики в комплексе современного гуманитарного, философско-культурологического знания; сформулировать принципы этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации; подготовить студента к самостоятельной исследовательской работе и преподавательской практике.

Цели и задачи дисциплины: Экспликация основной идеи и методов аналитической философии истории, проблемного поля, в котором она возникла, и ее места в философии.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

– показать эволюцию понятия истории и его преломление в философии и науке, эксплицировать контекст возникновения философии истории, ее связь с общими проблемами наук о духе, исторического объяснения, дихотомии «эмпиризм-рационализм»;

– дать анализ общих проблем исторической теории и попыток их философского решения;

– показать специфику применения методов и принципов аналитической философии к истории и теории истории, вскрыть основные спорные вопросы исторического объяснения и истории как науки;

     – осветить развитие идеи аналитической философии истории в контексте общих изменении в философии второй половины двадцатого века, проследить ее эволюцию и зафиксировать общие тенденции дальнейшего развития подходов к решению проблем исторической теории.

Основной целью дисциплины является формирование у обучающихся общих представлений о генезисе философии в Китае и Индии, о содержании основных философских и общественно-политических учений древности и средневековья Индии и Китая. Формирование данных представлений у обучающихся и получение ими базовой информации о развитии индийской и китайской философских традиций на их ранней стадии осуществляется в контексте мирового историко-философского процесса и на основании обращения к первоисточникам.

В рамках курса предполагается проследить зарождение и становление раннегреческой философии из её истоков и предпосылок; определить смысловой горизонт формулы “От Мифа к Логосу” посредством истолкования “логики” перехода античной мысли от мифопоэтического сознания к философской рефлексии; зафиксировать проблемную специфику и вариативность становящейся античной рациональности.

Данный курс является предшествующим для дисциплин: История зарубежной философии: Философия античной. классики и эллинизма; История зарубежной философии: Средневековая европейская философия. Студент должен знать традиционные и современные проблемы становления и развития философской мысли в Древней Греции в досократовскую эпоху.

В рамках курса предполагается концептуальное осмысление и истолкование поворота в философии, инициированного софистами, Сократом и сократическими школами в классическую эпоху, и его отражение на дальнейших судьбах античной философской рациональности в эпоху эллинизма. 

Является предшествующей для дисциплин: История зарубежной философии: Средневековая европейская философия. Студент должен знать традиционные и современные проблемы развития философской мысли периода античности в классическую и эллинистическую эпохи.

Цель курса-рассмотрение важнейшего этапа в истории классической философии;анализ форм развития философской проблематики,обогащения её категориального  аппарата.Особое внимание уделяется выявлению и интерпретации "сквозных"и "предельных"измерений классической философии:антропоцентризма Возрождения,нового понимания предмета философии,становления классической гносеологии и методологии,эмпиризма и рационализма Нового времени.

Курс «История и теория мировых цивилизаций» является частью общефилософского цикла основной образовательной программы по направлению «философия». Изучение «Истории и теории мировых цивилизаций» основывается на сумме знаний, полученных студентами в ходе освоения дисциплины «История философии».Ознакомление студентов с основными идеями, школами и персоналиями теории мировых цивилизаций. Выработать у студентов навыки самостоятельного, логически обоснованного рассуждения о проблемах культуры и цивилизации. Курс даёт возможность лучшей ориентации студентов в теоретическом материале и позволит более чётко формулировать проблематику исследования истории и теории культуры и цивилизации.  

1.  Цели и задачи дисциплины:
формирование  представлений об этических парадигмах истории и современности, знаний об этапах особенностях развития этических идей в контексте  мировой культуры, умений критически анализировать этико-философские идеи и принципы.
 
2. Место дисциплины в структуре ООП:
цикл Б.1. В. 16. (Вариативная часть. Обязательная)

http://www.rudn.ru/?pagec=4847

3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические,  конфессиональные  и культурные  различия (ОК-6);
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем этики (история этических учений, основные понятия морального сознания, нравственность в истории культуры, проблемы прикладной этики) (ОПК-6);
владением методами и приемами логического анализа, готовностью работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ОПК-11);
владением приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ОПК-12);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13).
способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-14);
профессиональные компетенции (ПК):
научно-исследовательская деятельность:
способностью пользоваться в процессе научно-исследовательской деятельности базовыми философскими знаниями (ПК-1)
 

В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: этапы и особенности развития этических идей в контексте всеобщей истории и мировой культуры; традиционные и современные проблемы этики и методы философского исследования морали;

Уметь: критически анализировать этико-философские тексты, классифицировать и систематизировать направления этической мысли, излагать учебный материал в области этических учений;
Владеть: методами логического анализа различного рода суждений в области этики, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики; способностью использовать теоретические общефилософские и этические знания в практической деятельности.

Количество часов необходимое для освоения курса (согласно учебному плану): 144 ч.

Язык курса: русский


   Данный курс рассматривает основные течения и школы классической арабо-мусульманской философии. Основное внимание уделяется изучению первоисточников,знанию основных проблем классической арабо-мусульманской философии. Курс охватывает обширный материал   — от возникновения ислама и мусульманской цивилизации до исторических судеб классической арабо-мусульманской философии. Основное внимание уделено сравнительному анализу калама, понятиям и узловым проблемам мусульманской философии и суфизма. В курсе также рассматривается современная дискуссия по изучению данного философского наследия.

Цели и задачи дисциплины: 

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, месте философии в системе культуры и в жизнедеятельности личности, предмете и функциях  философии, структуре и основных разделах философского знания, типологии философских учений, основных философских категориях – бытие, материя,  сознание, пространство, время и др., введение в круг современных философских проблем, выработка навыков работы с оригинальными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на овладение понятиями и представлениями о философии как компоненте духовной культуры, ознакомление с понятиями, принципами и теориями онтологии, формирование и развитие профессиональных основ философско-теоретического мышления, овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Цель курса – изучить основы религиоведения; способы применения философских категорий к конкретной религиозности; снабдить студентов теоретическими основами общего религиоведения и сравнительного анализа религий.

Задачи курса: - познать религию вообще и конкретную религиозность в ее философском/метафизическом аспекте;

- раскрыть основы религиоведческого знания и выявить общие характеристики (архетипы) в религиозном сознании (общее религиоведение);

-      раскрыть метафизику мировых политеистических религий;

-    раскрыть метафизику монотеизма и сопоставить его с другими типами религиозности (сравнительное религиоведение);

- показать противоположность религиозных парадигм: политеистической и монотеистической.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность использовать основы философских и религиоведческих знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1, ОК-4);

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: - основные религиоведческие понятия и категории, закономерности религиозного сознания, опыта и религиозных отношений; об устойчивой интенции культурного (не нигилистического) отношения к религии и религиозности;

Уметь: - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; использовать знание традиционных и современных проблем религиоведения;

Владеть: методами и приемами логического анализа, уметь работать с научными и религиозными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями и в определенной степени критически осмысливать их

       



Курс «Современные теории познания» предлагается студентам философам-бакалаврам и читается по учебному плану в течение одного семестра. В нем освещаются темы, содержание которых соответствует дидактическим единицам ГОС ВПО . Целью данного курса является углубленное изучение проблем современной гносеологии во всем многообразии направлений и теорий. Реализация целей курса предполагает постановку следующих задач:

- изучение основных проблем современных философских теорий познания;

- освоение основных понятий и идей неклассических гносеологических концепций;

-        развитие у студентов навыков профессионального анализа основных теоретико-познавательных проблем.    

Объём курса - 108 часов.

Язык курса - русский.




Цели и задачи дисциплины:  

Приобретение студентами базовых знаний в области социальной эпистемологии, теории и социологии знания, а также понимание природы основных философских проблем, стоящих в настоящее время перед теорией знания, философией науки и социальной критикой познания. Обучение критическому восприятию некоторых популярных философских трендов современности - прежде всего, релятивизма и социального конструктивизма, подготовка студентов к адекватному восприятию современных дискуссий по социальной эпистемологии, в которых ключевое место занимает переосмысление основных эпистемологических понятий - знания, истины, объективности и других.

Место дисциплины в структуре ООП: 

ОПД.Ф.03. Профессиональный цикл

Требуется знать основы философии, русский язык, уметь слушать и излагать свои мысли связывать между собой простые мысли в сложные, знание основ философии. Может быть базовой дисциплиной для курсов по общей теории рациональности, философии сознания, современным направлениям эпистемологии и современным социальным теориям. Является предшествующим для бакалаврских курсов "Западная философия XХ – XXI вв.", "Философская антропология", "История этики", "Актуальные проблемы философии науки", "Философские проблемы гуманитарных наук" и магистерского "Рациональность в современном мире".

Курс «Теория познания» является третьей частью модуля философских дисциплин, читаемых по учебному плану в течение четырех семестров. В нем освещаются темы, содержание которых соответствует дидактическим единицам ГОС ВПО . Целью данного курса является овладение основными гносеологическими понятиями и категориями. Реализация целей курса предполагает постановку следующих задач:

- изучение основных проблем философской теории познания

- освоение основных понятий и идей классических и неклассических гносеологических концепций,

- развитие у студентов навыков профессионального анализа основных теоретико-познавательных проблем.

Язык курса: русский.

Количество часов: 108.



Цель курса - изучение философских аспектов феномена власти

Задачи:

1) изучение и интерпретация  концепта «власть";

2) анализ современных теорий власти;

3) изучение будущего власти – «футурвласти»

Курс «Философия сознания» является самостоятельным курсом, который читается в течение одного семестра. В рамках этого курса излагаются основные философские концепции сознания, определяется место этой категории в системе философских понятий. Проводится демаркация философской и психологической интерпретации проблемы сознания. Задачи курса: углубленное изучение философской проблемы сознания, знакомство с классическими и неклассическими философскими концепциями сознания, развитие навыков профессионального анализа основных философских проблем.

Дисциплина  Философия сознания  относится к  вариативной  части блока 1 учебного плана.

Количество часов курса - 108.

Язык курса - русский.

Краткая аннотация курса (3-4 предложения)

входные знания:

Язык курса:

Количество часов: 

Дисциплина читается в 5 семестре (лекций – 17 часов, самостоятельная работа – 57 часов, групповая консультация – 34 часа). Дисциплина оценивается в 3 кредита - 108 ч.

Место дисциплины в структуре ООП: цикл Б.1. Б.27 (Базовая часть)

Цели и задачи дисциплины: ознакомление студентов с историей и теорией этики в целом и основными моральными требованиями этики; формирование профессионального сознания, а также установок на следование нормам взаимодействия, сотрудничества, толерантности и навыков использования этических принципов в коммуникационных и организационно-управленческих аспектах профессиональной деятельности.

 


Цели и задачи дисциплины:

формирование знаний о современных этических проблемах научной деятельности, истории развития научного знания и ценностей научного сообщества, об этапах и особенностях развития этики науки в контексте культуры, влиянии профессии учёного на мировоззрение личности; умения самостоятельно выявлять этические аспекты научных исследований, а также навыка аргументировано обосновывать способы их  решения.

Место дисциплины в структуре ООП:

цикл М.2 (Профессиональный цикл. Вариативная часть); необходимые входные знания: истории этических учений, общая теория морали, новейшие тенденции и направления зарубежной философии, современные проблемы философии.