Курс посвящен современным проблемам и достижениям аналитических философов в области метафизики.

Данный курс является дополнительным

Цели и задачи дисциплины: Цель настоящего курса – дать общее представление об исторических этапах развития русского неокантианства, осветить основные концепции и идеи русских неокантианцев на проблемы познания,  развития человеческого общества и разума.

Задачей курса является не столько проведение глубокого философского анализа той или иной проблемы, сколько отображение конкретных достижений, полученных в русском неокантианстве, с тем, чтобы студент на основе полученной информации сам пришёл к выводам, определяющим его видение истории русского неокантианства.


Цели и задачи дисциплины: Цель настоящего курса – дать общее представление об исторических этапах развития русского неокантианства, осветить основные концепции и идеи русских неокантианцев на проблемы познания,  развития человеческого общества и разума.

Задачей курса является не столько проведение глубокого философского анализа той или иной проблемы, сколько отображение конкретных достижений, полученных в русском неокантианстве, с тем, чтобы студент на основе полученной информации сам пришёл к выводам, определяющим его видение истории русского неокантианства.


Классическая эпистемология в европейской философии XVII-XIX вв. Рационализм и эмпиризм. Психологизм и антипсихологизм. Наукоцентризм и субъектоцентризм в классической эпистемологии. Критика наукоцентризма и субъектоцентризма в неклассической эпистемологии.  Критика категорий чувственного познания в неклассической эпистемологии. Вербальное и невербальное мышление. Критика априоризма в неклассической эпистемологии.

Теория эволюции как универсальная научная теория. Теория биологической эволюции. Эволюция человека. Приспособительный характер органов чувств. Характеристики чувственного познания с точки зрения эволюционной теории. Биологическая и культурная эволюция. Биологические основы речевых способностей человека и высших животных. Историческая эволюция языка. Эволюционная модель рационального познания. 

Основные направления социальной эпистемологии. Социальные условия и характеристики познания. Знание как социальный продукт. Контекстуальность знания. Текст, контекст и дискурс как категории социальной эпистемологии. Теория и метод в социальной эпистемологии. Case Studies в социальной эпистемологии. Критика нормативизма. Конструируемость знания.


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

- способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы;

- готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности, владением иноязычной коммуникативной компетенцией в официально-деловой, учебно-профессиональной, научной, социокультурной, повседневно-бытовой сферах иноязычного общения;


Курс направлен на философское осмысление генезиса, становления и развития Модерна как социокультурной реальности и перехода человека и общества к ситуации Постмодерна. Антитеза "Модерн - Постмодерн" рассматривается как поле для формирования ключевых проблем современной (конец XX в. - начало XXI в.) философии.


В рамках курса на материале ключевых текстов современной философии анализируется сущность и содержание концептов "Модерн" и "Постмодерн", философии постмодернизма как интерпретативной онтологии, концепции постиндустриального общества, "прозрачного общества" и общества высокого потребления в контексте глобализации, а также других ключевых концепций современной философии.

Результатом изучения курса является выработка у студента цельной (насколько это позволяет предмет) картины современных проблем философии и критического взгляда на основные философские проблемы и концепты модерна и постмодерна.


Основной целью курса является изучение комплексного и противоречивого явления консервативной мысли в контексте пересечения традиционных принципов и основных тенденций посттрадиционного современного мира.

 Для достижения поставленной цели в процессе преподавания курса решаются нижеперечисленные задачи:

  •         выделяются предтечи консервативной мысли;
  •         определяются основные мировоззренческие и социально-политические ориентиры консервативной мысли;
  •         изучаются различные подходы к проблемам философии истории, предложенные консервативными мыслителями;
  •         рассматривается социально-религиозный ракурс русской консервативной философии;
  •         исследуются основные положения социально-политической и метафизической мысли перенниализма.

 Настоящий курс адресован слушателям магистерской программы  по направлению «Философия», Он предполагает знакомство (в рамках бакалаврской программы) с основными идеями философии  науки  в истории философии, с  методологическими концепциями современного научного познания. Программа ориентирована на анализ методологических проблем  современного научного познания.

Цель ознакомить студентов с постановками проблемы соотношения знания, разума и веры в европейской философии начиная с эпохи Возрождения, раскрыть их эвристический потенциал, в частности на материале поисков и решений  позитивистских течений современной философии. 

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

·   Проблема соотношения  знания, разума и веры в европейской философии  как      проблема истины

·        Рассмотрение науки как познавательной деятельности в широком контексте философских идей современности, в частности методологии постпозитивизма.

·        Сравнительный анализ интерпретаций современных типов рациональности, раскрытие достоинств и недостатков каждой из них. 


1. Course description and goals

The aim of this directed reading course is to provide an intellectual challenge to students by engaging with major theories, concepts and issues in security studies. The course provides an introduction and overview to key theoretical, empirical and policy issues in Human Rights and International Security debates and examines the changing nature of security in a post-Cold war and post-September 11th context. The module provides a basis for further post-graduate studies in international relations and security studies or for careers in governments, international organizations, NGOs and the media.

This course will be taught as a workshop. After an introduction of key concepts and approaches in security studies, students will present papers examining normative, empirical and policy dimensions of specific security issues. Workshop participants will work together in a constructive and positive manner to reach a consensus on a series of student-led policy proposals. The final goal is for each student write a superior paper, which may form the foundations of a graduate-level publication.

 

2. The place of the discipline in the General Subject structure:

The course belongs to the humanities, social cycle. The completion of this course is a prerequisite for the discipline . There are no prerequisite for this course.

 

3.Competences development requirements:

By the end of the course students will acquire or enhance the following skills:

- will be able to work with theoretical knowledge at the forefront of their discipline;

- will be aware of the ethical dimensions of the scholarly work done in their discipline in general as well as of their own work in particular;

- will have a comprehensive understanding of methods and methodologies in their discipline;

- will be able to undertake analysis of complex, incomplete or contradictory areas of knowledge;

- will have a level of conceptual understanding that will allow them to critically evaluate research, advanced scholarship and methodologies and argue alternative approaches;

- will be reflective and self-critical in their research work;

- will be able to engage in academic and professional communication orally and in writing;

- will have independent learning ability required for continuing professional study.


Мировоззренческий аспект теории происхождения и развития человека. Религия, философия и наука о происхождении человека. Мифологические и квазинаучные варианты происхождения человека. Взаимосвязанность биологической эволюции и с развитием культуры.  От гипотез эволюции к теории эволюции. Учение об антропосоциогенезе. Эволюционизм и религия: спор эволюционистов и креацианистов.  Философские концепции возникновения трудовой деятельности, художественной практики, первых религиозных представлений, языка, сознания, общества. Проблема происхождения рас. Расовые теории. Философская рефлексия эволюции: «элементаристский» и «холистский» подходы. Соотношение детерминизма и случайности в эволюции. Социальная этология.


Цели освоения дисциплины

Цели и задачи освоения дисциплины «Философская антропология Ф.М.Достоевского»:

Цель:  Демонстрация и обоснование тезиса о том, что Ф.М.Достоевский внес значительный вклад не только в мировую литературу, но и в мировую философию, независимо от С.Кьеркегора предложив новый предмет философии – «существование человека», тем самым заложив фундамент такого влиятельного (в конце 19- начале 20 вв.) философского направления как «экзистенциализм»,

Задачи:

1) Раскрытие содержания основных тезисов Достоевского, связанных с антропологией: а) Сущность человека не сводится к мышлению (сознанию); б) наибольшие страдания человеку доставляет принудительное общение; в) сознание человека однозначно не модулировано к благу.

 2) Демонстрация влияния философских взглядов Ф.М.Достоевского на мировую философию.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные положения философской антропологии Ф.М. Достоевского.

-  в каких разделах философского знания Ф.М.Достоевский  оказал влияние на мировую философию.

Уметь:

- вычленять собственные антропологические идеи Ф.М.Достоевского и сравнивать их с философскими идеями других представителей европейской философии.

- рассматривать литературные тексты Ф.М.Достоевского так, чтобы в результате этого выразить основные идеи Достоевского в  явной категорической форме – пропозиций, которые, в свою очередь, могли бы стать предметом строгого логического анализа.

- обнаруживать в антропологических идеях Ф.М.Достоевского преемственность русской онтологической мысли.

Владеть:

Общими методами анализа текста и реконструкции замысла автора.


Данная дисциплина направлена на ознакомление студентов с этическими воззрениями основателя этической науки выдающегося древнегреческого философа Аристотеля, в частности с его важнейшим трудом «Большая этика», занимающим видное место в истории этической мысли; формирование способности научно анализировать философские тексты, а также владения культурой мышления и способности в письменной и устной речи правильно оформить его результаты.

Курс «Педагогика высшей школы и методика преподавания философии в ВУЗе» входит в базовую часть образовательной программы по направлению «Философия» (47.04.01). Курс рассчитан на студентов второго курса магистратуры. Изучение курса «Педагогика высшей школы и методика преподавания философии в ВУЗе» основывается на сумме знаний, полученных студентами на предшествующих ступенях обучения и предваряет педагогическую практику, которую студенты проходят в начале четвертого семестра. Студент должен быть знаком с основными методами гуманитарных и социальных наук, быть способен критически осмыслять и анализировать основные происходящие в современном мире процессы.

Целью курса является знакомство студентов с основами педагогики высшей школы и методики преподавания в ВУЗе, с основными на сегодняшней день методиками преподавания философских курсов в бакалавриате и магистратуре.

Задачи курса:

1.     приобретение студентами базовых педагогических знаний о сущности, целях и задачах воспитательного процесса сегодня;

2.     знакомство студентов с основными теоретико-методологическими понятиями дидактики;

3.     рассмотрение краткой истории становления педагогики как отдельной научной дисциплины;

4.     формирование у студентов представлений о специфике преподавания философских дисциплин;

5.     воспитание в студентах культуры логического мышления, взращивание навыков грамотного формулирования и корректного выражения своих мыслей;

6.     формирование умения выстраивать учебный процесс по философским курсам;

7.     формирования представления об основных видах и методах организации учебной работы в ВУЗе;

8.     воспитание основных гуманистических ценностей, формирование ценностной ориентации в современной общественной жизни.


Курс посвящен изучению того, как понимается знание в философских традициях Индии и Китая, связи знания с базовыми ценностями этих восточных традиций.

В рамках курса планируется осветить специфику понимания знания в сравнении с западно-европейской философской традицией.

Место дисциплины в структуре ООП: Профессиональный цикл, вариативная часть.

Основной целью курса является ознакомление студентов с этической составляющей мировых и национальных религий,  являющихся  важной частью мирового культурного наследия. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

-исследуется этическая составляющая феномена религии как социального, культурного и исторического явления;

-  рассматриваются ранние формы религиозных верований;

- анализируется специфика национальных и мировых религий через призму морали:

- определяется место религии в системе отношений человека и окружающего мира;

-  исследуются религиозно-нравственные  ценности через призму современности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: 

Содержание мировых и национальных  религий и их этическую составляющую.

Уметь: 

Анализировать специфику национальных и мировых религий через призму морали.

Владеть: навыками толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий.

Количество часов необходимое для освоения курса: 108 часов, 3 кредита

Язык курса: русский


The purpose of this course is to introduce students to the history of bioethics’ development and theory of bioethics, to main units bioethics contains: medical ethics, professional ethics of physicians and main moral dilemmas of bioethics such as reproduction technology, death and dying, palliative medicine, euthanasia, trials involving human beings and animals, gene therapy and human enhancement; for students to become familiar with modern bioethical dilemmas, moral and legal regulations in health services and medical organizations. Students will acquire some skills helping them to understand the reasons and consequences of bioethical problems in the modern world; they will be introduced with ethical aspects of business in health care services. Students also should be able to use bioethical principles in their philosophical and interdisciplinary research.


Цели и задачи дисциплины:

Целью курса является ознакомление студентов с ценностями и идеалами мирового академического сообщества, а также этическими проблемами внутри академической среды, методами их решения. В рамках курса будет рассказано о важности обычаев и традиций в формировании корпоративной культуры ВУЗа; миссии университета с момента появления первых университетов до наших дней; великих зарубежных и российских учёных и преподавателей, внесших вклад в организацию высшего образования и развитие этических принципов и ВУЗов; основных моделях устройства высшего образования и ценностях, на которых они базируются. Много внимания уделяется международным интегративным процессам в сфере высшего образования: болонскому процессу, программам сотрудничества и развития ВУЗов; организации этического регулирования в академической среде и проблеме создания действующих этических кодексов.  


          1. Цели и  задачи дисциплины:    

 Настоящий курс адресован слушателям магистерской программы  по направлению «История», включающему две специализации – отечественная история  и всеобщая история, а также совместной с Шаньдунским университетом магистерской  программы. Он предполагает знакомство (в рамках бакалаврской программы) с основными идеями философии  науки  в истории философии, с  методологическими концепциями современного исторического познания. Программа ориентирована на анализ методологических проблем  современного научного познания.

Цель ознакомить студентов с основными течениями современной философии науки, раскрыть эвристический потенциал постановки и решения традиционных и инновационных проблем научного познания, в частности на материале исторической науки

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

·        Выявление концептуального ядра современной философии науки  в  её содержательном наполнении и корреляции актуальностью.

·        Рассмотрение науки как познавательной деятельности в широком контексте философских идей современности, в частности методологии постмодернизма.

·        Сравнительный анализ интерпретаций современных типов рациональности, раскрытие достоинств и недостатков каждой из них. 

·        Рассмотрение  методологических концептов «новой исторической науки» , критический анализ, выявление их потенциала и эвристических возможностей.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Б1. Профессиональный цикл (базовая часть).

Дисциплина  Философия и методология науки (наименование дисциплины) относится к базовой части  блока  1 учебного плана.


Философия мифологии. Спецкурс для студентов гуманитарных специальностей. 

В систематической форме представлена философия мифологии как особая отрасль духовной культуры, анализируется ее историческая эволюция от античности на наших дней. 

Развитие философии мифологии рассматривается в конкретно-историческом контексте. Дана широкая панорама духовных поисков, творческих дерзаний, непростых, подчас трагических судеб идей в сфере постижения сущности мифа. На историческом фоне развития философии мифологии исследуются формы культурно-исторической трансляции мифов, демонология эпохи Возрождения, природа мистицизма, вопросы индоевропеистики,  проблемы  этногенеза, архетипов культуры и др. Обсуждаются проблемы истории культуры, гносеологии, фольклористики, теории литературы, психологии и др.