Курс «История и философия науки» является философской
дисциплиной, которая читается для аспирантов в течение одного семестра в объеме
требований образовательного стандарта. В курсе освещаются темы, содержание
которых соответствует дидактическим единицам ГОС ВПО. Целью данного курса
является развитие и углубление знаний аспирантов по основным философским
проблемам науки, изучение философских аспектов познавательной деятельности, ознакомление
с основными философскими концепциями знания и познания, знакомство с основными
философскими темами и проблемами, связанными с естественно-научным и гуманитарным познанием, формирование и
развитие навыков профессионального анализа философских проблем науки. Дисциплина ориентирована на анализ основных
мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на
современном этапе, а также на получение представления о тенденциях дальнейшего
развития научного знания.
- Преподаватель: Ольга Николаевна Стрельник
- Преподаватель: Владимир Николаевич Белов
Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов целостное представление о генезисе мировой и отечественной философии науки, дать понимание закономерностей процесса становления и развития основного понятийного содержания эпистемологических теорий, показать общие закономерности развития науки, помочь овладеть методологией современной философии науки.
Задачи изучения дисциплины:
Изучение курса предполагает:
· понимания методологических и мировоззренческих проблем современной науки;
· формирование четкого представления о базовом понятийном аппарате философии науки в ее историческом развитии;
· усвоение логики образования классической, неклассической и постнеклассической традиций научной мысли;
· изучение совокупности специфических научно-исследовательских конструкций, интеллектуальных мотивов, концептуальных средств постановки проблем и их решения в области научной мысли;
· рассмотрение основных методологических и научно-исследовательских программ современной эпистемологии
- Преподаватель: Ольга Васильевна Чистякова
Цели и задачи дисциплины:
рассмотрение истории философии на метатеоретическом уровне; анализ форм развития философской проблематики, обогащения её категориального аппарата, типов преемственности и критики в постановке «вечных» проблем человеческого бытия.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· анализ специфики историко-философской рефлексии её взаимосвязь с философской рефлексией;
· размышления о формате и дисциплинарных границах теории историко-философского процесса в контексте истории духовной культуры;
· формирование философских представлений о движущих факторах, логической преемственности в истории философии
· анализ культурологической («культурной»), социально-исторической и внутренне-теоретической детерминации историко-философского процесса;
· сравнительный анализ развития национальных философий Запада и Востока, определение особенностей становления русской философии в системе «Запад-Россия-Восток».
· раскрытие глобализационной и культурно-диалоговой составляющей историко-философского процесса современности.
- Преподаватель: Сергей Анатольевич Нижников
Цели и задачи дисциплины:
формирование теоретически адекватного представления о генезисе, историческом развитии и проблемном своеобразии русской философии в контексте мировой философской мысли. Дать общую характеристику особенностей решения философских проблем в отечественной философии, показать и проанализировать современные тенденции развития философии в России в контексте западных и восточных влияний и заимствований.
Сформировать у обучающегося целостную картину состояния зарубежной философии в конце XX века – начале XXI века и обеспечить знание основных направлений и концепций западной философии конца XX – начала XXI веков.
Для достижения поставленной общей цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:
- указать конституирующие различия между основными направлениями и школами зарубежной философии конца XX – начала XXI веков;
- Выявление
и анализ современных тенденций развития философии в России в ее проблемном
составе.
- Представить русскую философскую мысль как находящаяся на пересечении духовных и цивилизационных влияний.
- Преподаватель: Сергей Анатольевич Нижников
Цель курса: рассмотреть основные историко-философские концепции, течении и школы мировой философии, дать общую характеристику особенностей понимания философии как истории философии на материале истории мировой философии на основе изучения первоисточников.
Задачи курса:
· Персональный и проблемный анализ классической и современной философии.
· Изучения важнейших факторов цивилизации и культуры для понимания целостности и глубины историко-философского процесса.
· Рассмотрения субъектно-объектной парадигмы, позволяющей раскрыть единство философских теорий и концепций в рамках историко-философского процесса.
Сравнительный анализ методов и методологий историко-философских исследований.- Преподаватель: Нур Серикович Кирабаев
- Преподаватель: Алексей Зиновьевич Черняк
- Преподаватель: Андрей Михайлович Орехов
Место дисциплины в структуре ОП: Блок 1. Образовательные дисциплины (модули). Базовая часть
Цель дисциплины: углубление знаний аспирантов в области этической проблематики, актуальных вопросах профессиональной этики.
Задачи:
- углубление знаний об этике, как важной части духовной жизни общества,
- осмысление моральных ценностей человека в основных категориях этики и их значения в профессиональной и общественной деятельности человека,
- анализ проблематики, касающейся этики и культуры общения, значения служебного этикета и такта; этики делового общения и форм этики делового общения,
- углубление знаний о месте морали в системе социальной регуляции,
- исследование истории этических учений через призму современности,
- осмысление значения профессиональной этики в современном обществе,
- анализ актуальных проблем профессиональной этики в различных сферах трудовой деятельности человека.
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
Знать:
Основные этические понятия и категории; содержание и особенности профессиональной этики в практической деятельности; возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в конкретной профессиональной деятельности, сущность профессиональной нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества.
Уметь:
оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этических позиций, применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Владеть:
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали, навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.
Количество часов необходимое для освоения курса: 108 часов, 3 кредитаЯзык курса: русский
- Преподаватель: Марина Валентиновна Моисеенко
Курс нацелен на то, чтобы показать многозначность и неопределенность повседневного понятия рациональности, место темы рациональности в контексте общей социально-философской проблематики, сформировать понимание философской значимости концепции рациональности для всего комплекса социальных и гуманитарных наук, его связь с проблемами познания, этики и психологии. Он включает анализ проблем рационализации поведения, психофизических законов, ментальной каузальности, критическое рассмотрение основных философских концепций сознания и трудностей, с которыми они сталкиваются. Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний в области теорий рациональности, философских объяснений действия, рационального решения, а также - в области философии сознания и философии психологии, - подготовка студентов к адекватному восприятию современных дискуссий по теме рациональности и в сфере философии сознания.
- Преподаватель: Алексей Зиновьевич Черняк