Курс «История и философия науки» является философской дисциплиной, которая читается для аспирантов в течение одного семестра в объеме требований образовательного стандарта. В курсе освещаются темы, содержание которых соответствует дидактическим единицам ГОС ВПО. Целью данного курса является развитие и углубление знаний аспирантов по основным философским проблемам науки, изучение философских аспектов познавательной деятельности, ознакомление с основными философскими концепциями знания и познания, знакомство с основными философскими темами и проблемами, связанными с естественно-научным и  гуманитарным познанием, формирование и развитие навыков профессионального анализа философских проблем науки. Дисциплина ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе, а также на получение представления о тенденциях дальнейшего развития научного знания.

Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у аспирантов целостное представление о генезисе мировой и отечественной философии науки, дать понимание закономерностей процесса становления и развития основного понятийного содержания эпистемологических теорий, показать общие закономерности развития науки, помочь овладеть методологией современной философии науки.

Задачи изучения дисциплины:

Изучение курса предполагает:

·    понимания методологических и мировоззренческих проблем современной науки;

·    формирование четкого представления о базовом понятийном аппарате философии науки в ее историческом развитии;

·    усвоение логики образования  классической, неклассической и постнеклассической традиций научной мысли;

·    изучение совокупности специфических научно-исследовательских  конструкций, интеллектуальных мотивов, концептуальных средств постановки проблем и их решения в области научной мысли;

·    рассмотрение основных методологических и научно-исследовательских программ современной эпистемологии


Цели и задачи дисциплины:

рассмотрение истории философии на метатеоретическом уровне; анализ форм развития философской проблематики, обогащения её категориального аппарата, типов преемственности и критики в постановке «вечных» проблем человеческого бытия.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

·       анализ специфики историко-философской рефлексии её взаимосвязь с философской рефлексией;

·       размышления о формате и дисциплинарных границах теории историко-философского процесса в контексте истории духовной культуры;

·       формирование философских представлений о движущих факторах, логической преемственности в истории философии

·       анализ культурологической («культурной»), социально-исторической и внутренне-теоретической детерминации историко-философского процесса;

·      сравнительный анализ развития национальных философий Запада и Востока, определение особенностей становления русской философии в системе «Запад-Россия-Восток».

·       раскрытие глобализационной и культурно-диалоговой составляющей историко-философского процесса современности.

Цели и задачи дисциплины:

формирование теоретически адекватного представления о генезисе, историческом развитии и проблемном своеобразии русской философии в контексте мировой философской мысли. Дать общую характеристику особенностей решения философских проблем в отечественной философии, показать и проанализировать современные тенденции развития философии в России в контексте западных и восточных влияний и заимствований.

Сформировать у обучающегося целостную картину состояния зарубежной философии в конце XX века – начале XXI века и обеспечить знание основных направлений и концепций западной философии конца XX – начала XXI веков.

Для достижения поставленной общей цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

  • указать конституирующие различия между основными направлениями и школами зарубежной философии конца XX – начала XXI веков;
  • Выявление и анализ современных тенденций развития философии в России в ее проблемном составе.
  • Представить русскую философскую мысль как находящаяся на пересечении духовных и цивилизационных влияний.

Цель курса: рассмотреть основные историко-философские концепции, течении и школы мировой философии, дать общую характеристику особенностей понимания философии как истории философии на материале истории мировой философии на основе изучения первоисточников.

Задачи курса:

·       Персональный и проблемный анализ классической и современной философии.

·       Изучения важнейших факторов цивилизации и культуры для понимания целостности и глубины историко-философского процесса.

·       Рассмотрения субъектно-объектной парадигмы, позволяющей раскрыть единство философских теорий и концепций в рамках историко-философского процесса.

Сравнительный анализ методов и методологий историко-философских исследований.

Место дисциплины в структуре ОП: 

Блок 1. Образовательные дисциплины (модули).  Базовая часть

Цель дисциплины: углубление знаний аспирантов в области этической проблематики,  актуальных вопросах  профессиональной этики. 

Задачи:

- углубление знаний об этике, как важной части духовной жизни общества,

- осмысление моральных ценностей человека в основных категориях этики и их значения в профессиональной и общественной деятельности человека,

- анализ проблематики, касающейся этики и культуры общения, значения служебного этикета и такта; этики делового общения и форм этики делового общения,

- углубление знаний о месте морали в системе социальной регуляции,

- исследование  истории этических учений через призму современности,

- осмысление значения профессиональной этики в современном обществе,

- анализ актуальных проблем профессиональной этики в различных сферах трудовой деятельности человека.


В результате изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

Основные этические понятия и категории; содержание и особенности профессиональной этики в практической деятельности; возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в конкретной профессиональной деятельности, сущность профессиональной нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества.

Уметь:

оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этических позиций, применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Владеть:

навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали, навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.

Количество часов необходимое для освоения курса: 108 часов, 3 кредита

Язык курса: русский

Курс нацелен на то, чтобы показать многозначность и неопределенность повседневного понятия рациональности, место темы рациональности в контексте общей социально-философской проблематики, сформировать понимание философской значимости концепции рациональности для всего комплекса социальных и гуманитарных наук, его связь с проблемами познания, этики и психологии. Он включает анализ проблем рационализации поведения, психофизических законов, ментальной каузальности, критическое рассмотрение основных философских концепций сознания и трудностей, с которыми они сталкиваются. Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний в области теорий рациональности, философских объяснений действия, рационального решения, а также - в области философии сознания и философии психологии, - подготовка студентов к адекватному восприятию современных дискуссий по теме рациональности и в сфере философии сознания.