ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

НАПРАВЛЕНИЯ  ПОДГОТОВКИ



1. Course description and goals

The aim of this directed reading course is to provide an intellectual challenge to students by engaging with major theories, concepts and issues in security studies. The course provides an introduction and overview to key theoretical, empirical and policy issues in Human Rights and International Security debates and examines the changing nature of security in a post-Cold war and post-September 11th context. The module provides a basis for further post-graduate studies in international relations and security studies or for careers in governments, international organizations, NGOs and the media.

This course will be taught as a workshop. After an introduction of key concepts and approaches in security studies, students will present papers examining normative, empirical and policy dimensions of specific security issues. Workshop participants will work together in a constructive and positive manner to reach a consensus on a series of student-led policy proposals. The final goal is for each student write a superior paper, which may form the foundations of a graduate-level publication.

 

2. The place of the discipline in the General Subject structure:

The course belongs to the humanities, social cycle. The completion of this course is a prerequisite for the discipline . There are no prerequisite for this course.

 

3.Competences development requirements:

By the end of the course students will acquire or enhance the following skills:

- will be able to work with theoretical knowledge at the forefront of their discipline;

- will be aware of the ethical dimensions of the scholarly work done in their discipline in general as well as of their own work in particular;

- will have a comprehensive understanding of methods and methodologies in their discipline;

- will be able to undertake analysis of complex, incomplete or contradictory areas of knowledge;

- will have a level of conceptual understanding that will allow them to critically evaluate research, advanced scholarship and methodologies and argue alternative approaches;

- will be reflective and self-critical in their research work;

- will be able to engage in academic and professional communication orally and in writing;

- will have independent learning ability required for continuing professional study.


Курс рассчитан на студентов первого года обучения по направлению "государственное и муниципальное управление". Цель - дать базовые знания теории социальной коммуникации и психологии общения, а также практических методов межличностного взаимодействия.

курс рассчитан на 36 академических часов

на русском языке

Цели и задачи дисциплины

В курсе рассматриваются те теоретико-методологические и методические подходы к получению и анализу текстовых данных, которые позволяют говорить о «нарративизации» современного социологического знания. Целью курса является подробная, углубленная и логически структурированная характеристика нарративного анализа в социологии. В курсе рассматривается история становления нарративного анализа, его теоретические и методологические основания, анализируются общие принципы и техники реализации нарративного анализа в рамках социологического исследования.

Курс является необходимой дисциплиной в системе профессионального социологического образования, структурирующей общий объем знаний студентов по методологии и методике текстового анализа. Курс призван способствовать формированию и развитию методической культуры, расширению профессионального кругозора и эмпирических навыков исследовательской работы специалистов-социологов. Целью курса не является подробное изучение специфики нарративного анализа в соотношении с другими типами текстологического анализа – показывается междисциплинарный характер нарративного анализа, систематизируется его понятийное поле и конкретные варианты реализации.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (М2).

Для изучения дисциплины студент должен знать:

·      основные этапы развития социально-гуманитарного знания;

·      базовые теоретико-методологические подходы и исследовательские методы, используемые представителями социальных и гуманитарных дисциплин в широкой междисциплинарной практике;

·      ключевые модели организации работы социолога в контексте разных исследовательских практик;

·      основные понятия текстового анализа: речь, язык, диалог, дискурс, конверсационный анализ, лингвистический анализ, контент-анализ, документ, текст, коммуникация, социальная коммуникация, вербальная коммуникация, повествование, описание, рассуждение;

уметь:

·      критически анализировать информационные источники и научные тексты с точки зрения адекватности используемой терминологии и грамотности исследовательской работы;

·      обрабатывать разные типы релевантной эмпирической информации с использованием широкого набора социологических и междисциплинарных методик разной степени формализации и стандартизации;

·      интерпретировать данные социологических исследований и другую эмпирическую информацию с использованием различных концептуальных моделей современной социологической теории;

·      самостоятельно выбирать релевантные тематики исследовательской работы и выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

·      самостоятельно разрабатывать все компоненты (теоретико-методологический, методический, нормативный и процедурный) программы исследовательской, аналитической и проектной деятельности социолога;

·      методами текстового анализа проводить социологическую экспертизу разработанных и принимаемых к реализации социальных программ, проектов, методических материалов и сообщений средств массовой информации;

·      анализировать разнообразные информационные массивы с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности в теоретических, методических и прикладных целях.

и обладать следующими компетенциями:

·      владение навыками редактирования, перевода и реферирования профессиональных текстов  (ОК-3 – на базовом уровне);

·      способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6 – на базовом уровне);

·      способностью и умением самостоятельно использовать социологические знания применительно к задачам фундаментального и прикладного исследования (ПК‑1 – на базовом уровне);

·      способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 – на базовом уровне);

·      владением новыми теоретико-методологическими концепциями и методическими подходами, позволяющими моделировать различные исследовательские ситуации и форматы отчетной документации с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-4 – на базовом уровне).

·      способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5 – на базовом уровне);

·      умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9 – на базовом уровне);

·      умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (ПК-13 – на базовом уровне).

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: Психосемантические методы исследования, Контент-анализ, «Интерпретативная традиция» в современной социологии.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

·      владение навыками перевода и реферирования профессиональных текстов по нарративному  и шире – текстовому анализу (ОК-3);

·      способность моделировать прикладное и фундаментальное исследование, используя восходящую логику социологического анализа, опираясь на широкую теоретико-методологическую базу получения и интерпретации неструктурированных текстовых данных биографического характера (ОК-6 – формируется частично);

·      способность использовать основные исследовательские методы гуманитарных наук при решении профессиональных задач (ОК-9 - формируется частично);

·      способность анализировать социально значимые проблемы и процессы с применением методических приемов нарративного анализа (ОК-10);

·      способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью исследовательских методов текстового анализа (ПК-2 – формируется частично);

·      способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с применением методик нарративного анализа с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3 - формируется частично);

·      способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4 - формируется частично);

·      способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК‑6 – формируется частично);

·      способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10 – формируется частично);

·      способность использовать методы обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11 – формируется частично).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

·      теоретико-методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации, представленной или существующей только в нарративном формате;

·      основные методы и техники сбора, обработки и анализа нарративных данных;

·      основные концептуальные модели и методы исследования, позволяющие описывать социальные действия, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях.

Уметь:

·      получать, обрабатывать и анализировать текстовые данные о социальных идентичностях, социальных процессах и социальных общностях;

·      применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и  анализа текстовых данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации, существующей в формате документов разной степени «личной» биографичности;

·      участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;

·      представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями.

Владеть:

·      способностью использования фундаментальных социологических знаний в практике эмпирической и прикладной социологической работы;

·      навыками анализа социологических данных разной степени формализации;

·      навыками получения социологически релевантной информации из различных типов источников, включая Интернет, зарубежную литературу и неспровоцированные личные документы.


Курс способствует повышению общей культурологической, религиоведческой, исторической, политологической культуры бакалавров, формированию целостного представления о прошлом и настоящем цивилизаций, их исторического развития и взаимодействия с древних времен до настоящего времени, специфике их возникновения и распространения; умению анализировать современные тенденции взаимодействия между мировыми и региональными цивилизациями, ориентации в религиозной, цивилизационной, политической ситуации в странах и обществах.

1. Цели освоения учебной дисциплины

Дать студентам представление  о роли международных организаций в современной системе международных отношений, принципах их функционирования в условиях глобализации, на их взаимоотношения с национальными государствами и выработку ответов на вызовы современности.

·        показать мировую систему международных организаций, дать их классификацию, познакомить  со спецификой  их деятельности, продемонстрировать специфику участия различных стран в их функционировании;

·        сформировать понимание понятия и типологии международных организаций;

·        научить студентов анализу традиционных и новых подходов к разработке и принятию решений в рамках международных организаций;

·        способствовать пониманию закономерностей эволюции и становления межгосударственного сотрудничества и перспектив развития международных организаций;

·        продемонстрировать различия в специфике деятельности государственного и негосударственного сектора международных организаций;

·        развить умения применять полученные теоретические знания для подготовки аналитических обзоров по проблеме;

·        подвергнуть анализу роль и место РФ в ее взаимоотношениях с международными организациями.

·        Научить студентов умению критически оценивать различные теоретические школы и подходы, существующие в современных международных отношениях и мировой политике;

·        владеть аналитическими навыками решения современных проблем в области мировой политики;

Кредиты - 2 (36 ч)
Русский язык


1. Цели и задачи дисциплины. Целями учебной дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности: методика подготовки научного исследования» являются: развитие и практическое закрепление знаний, полученных при изучении базовых политологических дисциплин; развитие и накопление специальных профессиональных навыков в научно-исследовательской работе, изучение нормативно-правовых документов политической сферы общества и политических отношений в России и других странах; участие в научно-исследовательской деятельности кафедры, факультета, университета; сбор необходимых материалов для подготовки выпускной квалификационной работы; подготовка студентов к предстоящей защите выпускной квалификационной работы.

Задачи изучения дисциплины:

- усвоение знаний о сущности, структуре и видах научно-исследовательской работы;

- формирование представлений о содержаниях, особенностях развития научных исследований в области политической науки;

- развитие тех или иных навыков научно-исследовательской деятельности;

- углубление представлений о работе с различными источниками, в том числе, с интернет-сайтами, обеспечивающими научно-исследовательскую деятельность.

- обучить навыкам написания выпускной квалификационной работы;

- научить самостоятельно анализировать источники и литературу, необходимые для написания выпускной квалификационной работы.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО:

 

Дисциплина «Основы научно-исследовательской деятельности: методика подготовки научного исследования» относится к вариативной части блока 1 учебного плана.

В процессе изучения дисциплины студенты обязательно готовят обоснование своей выпускной квалификационной работы (актуальность темы выбранного исследования, степень ее научной разработанности, научная гипотеза, объект, предмет, цели, задачи исследования), что также способствует их активному участию в научно-исследовательской деятельности. Дисциплина завершает процесс обучения по направлению «бакалавр политологии».