ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

НАПРАВЛЕНИЯ  ПОДГОТОВКИ



Курс рассчитан на студентов первого года обучения по направлению "государственное и муниципальное управление". Цель - дать базовые знания теории социальной коммуникации и психологии общения, а также практических методов межличностного взаимодействия.

курс рассчитан на 36 академических часов

на русском языке

Цели и задачи дисциплины

В курсе рассматриваются те теоретико-методологические и методические подходы к получению и анализу текстовых данных, которые позволяют говорить о «нарративизации» современного социологического знания. Целью курса является подробная, углубленная и логически структурированная характеристика нарративного анализа в социологии. В курсе рассматривается история становления нарративного анализа, его теоретические и методологические основания, анализируются общие принципы и техники реализации нарративного анализа в рамках социологического исследования.

Курс является необходимой дисциплиной в системе профессионального социологического образования, структурирующей общий объем знаний студентов по методологии и методике текстового анализа. Курс призван способствовать формированию и развитию методической культуры, расширению профессионального кругозора и эмпирических навыков исследовательской работы специалистов-социологов. Целью курса не является подробное изучение специфики нарративного анализа в соотношении с другими типами текстологического анализа – показывается междисциплинарный характер нарративного анализа, систематизируется его понятийное поле и конкретные варианты реализации.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (М2).

Для изучения дисциплины студент должен знать:

·      основные этапы развития социально-гуманитарного знания;

·      базовые теоретико-методологические подходы и исследовательские методы, используемые представителями социальных и гуманитарных дисциплин в широкой междисциплинарной практике;

·      ключевые модели организации работы социолога в контексте разных исследовательских практик;

·      основные понятия текстового анализа: речь, язык, диалог, дискурс, конверсационный анализ, лингвистический анализ, контент-анализ, документ, текст, коммуникация, социальная коммуникация, вербальная коммуникация, повествование, описание, рассуждение;

уметь:

·      критически анализировать информационные источники и научные тексты с точки зрения адекватности используемой терминологии и грамотности исследовательской работы;

·      обрабатывать разные типы релевантной эмпирической информации с использованием широкого набора социологических и междисциплинарных методик разной степени формализации и стандартизации;

·      интерпретировать данные социологических исследований и другую эмпирическую информацию с использованием различных концептуальных моделей современной социологической теории;

·      самостоятельно выбирать релевантные тематики исследовательской работы и выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

·      самостоятельно разрабатывать все компоненты (теоретико-методологический, методический, нормативный и процедурный) программы исследовательской, аналитической и проектной деятельности социолога;

·      методами текстового анализа проводить социологическую экспертизу разработанных и принимаемых к реализации социальных программ, проектов, методических материалов и сообщений средств массовой информации;

·      анализировать разнообразные информационные массивы с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности в теоретических, методических и прикладных целях.

и обладать следующими компетенциями:

·      владение навыками редактирования, перевода и реферирования профессиональных текстов  (ОК-3 – на базовом уровне);

·      способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОК-6 – на базовом уровне);

·      способностью и умением самостоятельно использовать социологические знания применительно к задачам фундаментального и прикладного исследования (ПК‑1 – на базовом уровне);

·      способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 – на базовом уровне);

·      владением новыми теоретико-методологическими концепциями и методическими подходами, позволяющими моделировать различные исследовательские ситуации и форматы отчетной документации с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-4 – на базовом уровне).

·      способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-5 – на базовом уровне);

·      умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-9 – на базовом уровне);

·      умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (ПК-13 – на базовом уровне).

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: Психосемантические методы исследования, Контент-анализ, «Интерпретативная традиция» в современной социологии.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

·      владение навыками перевода и реферирования профессиональных текстов по нарративному  и шире – текстовому анализу (ОК-3);

·      способность моделировать прикладное и фундаментальное исследование, используя восходящую логику социологического анализа, опираясь на широкую теоретико-методологическую базу получения и интерпретации неструктурированных текстовых данных биографического характера (ОК-6 – формируется частично);

·      способность использовать основные исследовательские методы гуманитарных наук при решении профессиональных задач (ОК-9 - формируется частично);

·      способность анализировать социально значимые проблемы и процессы с применением методических приемов нарративного анализа (ОК-10);

·      способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью исследовательских методов текстового анализа (ПК-2 – формируется частично);

·      способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с применением методик нарративного анализа с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3 - формируется частично);

·      способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4 - формируется частично);

·      способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК‑6 – формируется частично);

·      способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10 – формируется частично);

·      способность использовать методы обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11 – формируется частично).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

·      теоретико-методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации, представленной или существующей только в нарративном формате;

·      основные методы и техники сбора, обработки и анализа нарративных данных;

·      основные концептуальные модели и методы исследования, позволяющие описывать социальные действия, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях.

Уметь:

·      получать, обрабатывать и анализировать текстовые данные о социальных идентичностях, социальных процессах и социальных общностях;

·      применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и  анализа текстовых данных, учитывать их ограничения, оценивать качество (валидность и надежность) социологической информации, существующей в формате документов разной степени «личной» биографичности;

·      участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;

·      представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями.

Владеть:

·      способностью использования фундаментальных социологических знаний в практике эмпирической и прикладной социологической работы;

·      навыками анализа социологических данных разной степени формализации;

·      навыками получения социологически релевантной информации из различных типов источников, включая Интернет, зарубежную литературу и неспровоцированные личные документы.


Курс способствует повышению общей культурологической, религиоведческой, исторической, политологической культуры бакалавров, формированию целостного представления о прошлом и настоящем цивилизаций, их исторического развития и взаимодействия с древних времен до настоящего времени, специфике их возникновения и распространения; умению анализировать современные тенденции взаимодействия между мировыми и региональными цивилизациями, ориентации в религиозной, цивилизационной, политической ситуации в странах и обществах.

1. Цели освоения учебной дисциплины

Дать студентам представление  о роли международных организаций в современной системе международных отношений, принципах их функционирования в условиях глобализации, на их взаимоотношения с национальными государствами и выработку ответов на вызовы современности.

·        показать мировую систему международных организаций, дать их классификацию, познакомить  со спецификой  их деятельности, продемонстрировать специфику участия различных стран в их функционировании;

·        сформировать понимание понятия и типологии международных организаций;

·        научить студентов анализу традиционных и новых подходов к разработке и принятию решений в рамках международных организаций;

·        способствовать пониманию закономерностей эволюции и становления межгосударственного сотрудничества и перспектив развития международных организаций;

·        продемонстрировать различия в специфике деятельности государственного и негосударственного сектора международных организаций;

·        развить умения применять полученные теоретические знания для подготовки аналитических обзоров по проблеме;

·        подвергнуть анализу роль и место РФ в ее взаимоотношениях с международными организациями.

·        Научить студентов умению критически оценивать различные теоретические школы и подходы, существующие в современных международных отношениях и мировой политике;

·        владеть аналитическими навыками решения современных проблем в области мировой политики;

Кредиты - 2 (36 ч)
Русский язык


Language of the Course- English

Objectives of the Course

The main objective of the course is to provide students with an integral vision of contemporary security issues in Asia-Pacific Region countries, foreign political, domestic political, military and unmilitary threats.  

In order to implement the set objective the following tasks are solved:

 

          • ·       To master large factual material giving an integral vision of security issues in Asia-Pacific region countries and main threats.

          • ·       To become familiar with basic provisions of regulatory instruments adopted within the Asia-Pacific framework to ensure security.

          • ·       To determine the role and place of Russia in the Asia-Pacific region security system.

          • ·       To analyze possible prospects of security assurance in the Asia-Pacific space.

 

 

Content of the Course

Unit 1.   Security factor in International Relations and World Politics.

The concept of "power." "Hard" and " soft" power. The concept of " war", "peace", "security", "national security" , "regional security", " international security" . Military and political, economic, environmental, technological, informational and cultural security.

The relationship of politics and security. The impact of globalization , democratization, scientific and technological revolution, nationalism and radicalism on the formation of a new global security system

 

Unit 2. Security Problem in the Asia Pacific region.

The role and place of the Asia Pacific region in world politics. The impact of global factors on the regional security. 

 

The role of the Asian major powers - Russia, China, Japan and India - in regional security.

Unit 3.  Russia’s role in Asia-Pacific security architecture.

 

Unit 4. China’s foreign policy towards the Asia-Pacific region. The «One belt, one road» initiative. Japan and Asia-Pacific region. India’s role in APR.

 

Unit 5. Asian foreign policy of the USA.

 

Conflicts and Crises in the Asia-Pacific region and their Impact on the Regional Security.

 

Unit 6. The Korean Peninsula conflict. Background and issues. 

 

Unit 7. The Taiwan Issue. The PRC-Taiwan relations. 

Unit  8. Territorial disputes in the South China sea. The Spratly Islands and the Paracel Islands. 

Unit 9. Territorial disputes in the East China sea and China-Japan relations.

Unit 10. Asia-Pacific security cooperation. Regional organizations. 

 


Объем учебной нагрузки 468 аудиторных часов.

Цель курса-приобретение студентами коммуникативной компетенции.

Задачи курса-формирование и совершенствование иноязычной компетенции на различных видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо и перевод).

Содержание курса (фонетика, грамматика, лексика, стилистика, перевод).

Для освоения курса требуется знание основ системно-структурной организации изучаемого языка,

умение использования знаний иностранного языка в профессиональной деятельности,

владение культурой устной и письменной иноязычной речи......

Согласно учебному плану для освоения курса необходимо 720 часов.

Язык курса-французский.

1. Цели и задачи дисциплины. Целями учебной дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности: методика подготовки научного исследования» являются: развитие и практическое закрепление знаний, полученных при изучении базовых политологических дисциплин; развитие и накопление специальных профессиональных навыков в научно-исследовательской работе, изучение нормативно-правовых документов политической сферы общества и политических отношений в России и других странах; участие в научно-исследовательской деятельности кафедры, факультета, университета; сбор необходимых материалов для подготовки выпускной квалификационной работы; подготовка студентов к предстоящей защите выпускной квалификационной работы.

Задачи изучения дисциплины:

- усвоение знаний о сущности, структуре и видах научно-исследовательской работы;

- формирование представлений о содержаниях, особенностях развития научных исследований в области политической науки;

- развитие тех или иных навыков научно-исследовательской деятельности;

- углубление представлений о работе с различными источниками, в том числе, с интернет-сайтами, обеспечивающими научно-исследовательскую деятельность.

- обучить навыкам написания выпускной квалификационной работы;

- научить самостоятельно анализировать источники и литературу, необходимые для написания выпускной квалификационной работы.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО:

 

Дисциплина «Основы научно-исследовательской деятельности: методика подготовки научного исследования» относится к вариативной части блока 1 учебного плана.

В процессе изучения дисциплины студенты обязательно готовят обоснование своей выпускной квалификационной работы (актуальность темы выбранного исследования, степень ее научной разработанности, научная гипотеза, объект, предмет, цели, задачи исследования), что также способствует их активному участию в научно-исследовательской деятельности. Дисциплина завершает процесс обучения по направлению «бакалавр политологии».