Основной целью курса направления 39.03.01 «Социология» является овладение практическими навыками написания и оформления научных работ, в т.ч. курсовых работ, ВКР, научных статей.


Курс "История и методология социологии" предполагает изучение истории становления и развития фундаментальных основ дисциплины "Социология" Курс освещает вопросы, связанные с основными типами теоретико-методологического объяснения в социологии и применением этих объяснений в практической деятельности социолога (методы и техника сбора и анализа эмпирических данных, количественный и мягкий их анализ, интерпретация, объяснение и понимание социальных явлений и процессов, а также владение современными инструментальными процедурам). История дисциплины включает ее предпосылки в социально-философских теориях, классику XVIII - XIX в.в., отечественную и зарубежную историю теоретической мысли и эмпирических исследований XX, рассматривая основные методологические подходы.

Углубленное изучение истории и методологии социологии, включая классические и современные общесоциологические и методологические подходы к исследованию социальных систем, сообществ, социальных процессов и явлений.

Данный курс рассчитан на студентов специализации, успешно освоивших базовые курсы по социологической теории и методам социологического исследования. В курсе используются ранее полученные студентами знания в области социальной теории, а также знание основных методов социологического исследования.

Курс дополняет и углубляет представления о современных направлениях и течениях в социологии, полученные будущими социологами-специалистами на предыдущей ступени профессионального образования.

Изучение теоретических концепций, накопленных эмпирических данных и основных методологических подходов, разработанных в рамках социологии здоровья – важнейший компонент профессионального социологического образования, позволяющий студентам-социологам расширить знания в теоретической и прикладной составляющих социологии. Полученные знания могут быть использованы как в исследовательской работе, так и в практической деятельности в таких областях, как анализ данных, организация и проведение социологического исследования, подготовка программы социологического исследования, подготовка аналтических работ.

Курс состоит из лекций, семинаров и самостоятельной работы. Формат семинаров – обсуждение кейсов, связанных с вопросами истории и методологии социологии. Курс предполагает работу с репрезентативными научными первоисточниками: перевод, анализ, обзор, обсуждение. Каждый студент должен выступить с заранее подготовленным докладом по одной из тем, относящихся к курсу, написать две аттестационные работы (промежуточную контрольную и итоговую аттестационную работу), принимать активное участие в обсуждении докладов своих коллег. Уметь применить пройденный материал в практической деятельности (составление программы исследования и опросника).


1.      ПРОГРАММА КУРСА.

Целью курса является: усвоить понятийный аппарат социологии, структуру социологического знания, особенности социологического анализа социальной реальности, представления об обществе как социальной системе в целом, изучить социологический подход к личности, факторы ее формирования в процессе социализации, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, природу возникновения социальных общностей и социальных групп, виды социальных процессов.

1.1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина относится к базовой  части  профессионального цикла (Б.1.Б).

            Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8 формируется частично);

- способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы  защиты в условиях чрезвычайных  ситуаций (ОК-9 – формируется частично);

- владеть взаимосвязанными видами продуктивной и репродуктивной иноязычной речевой деятельности, включая письмо, говорение, чтение, аудирование, перевод (ОК-10 – формируется частично);

- умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-4 – формируется частично);

- способностью использовать полученные знания в преподавании социологии (ПК-9 – формируется частично).

   В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- специфику социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. особенности объекта, предмета и методов социологии, место социологии в системе наук об обществе;

- определение общества как целостной саморегулирующейся системы и предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;

-  основные проблемы современного общества;

- культурно-исторические этапы социального неравенства и стратификацию, горизонтальную и вертикальную мобильность;

- основные этапы культурно-исторического развития общества, механизмы и формы социальных изменений.

Иметь представление:

- О месте и роли социологии в жизни общества;

- Об истории и развитии социологической мысли, характерной для различных направлений, школ и социологов;

- О личности как о субъекте социального действия и социальных взаимодействий;

- О групповой  динамике и особенностях формальных и неформальных отношений, природе лидерства;

- Об организации и проведении социологического исследования.

 Уметь:

- анализировать основные проблемы стратификации российского общества, причины бедности и неравенства, взаимоотношения социальных групп.

- Работать с социологической литературой, анализировать первоисточники; активно участвовать в обсуждении вынесенных на семинарское занятие вопросов, сделать сообщение, выступить с докладом, сделать презентацию;

- Проявлять свои навыки работы со специальной научной и социологической литературой при подготовке и написании курсовой работы.

            В результате изучения данного курса студент должен уметь:

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторам ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

-знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа.


Целью курса рассмотрение основания классификации исследовательских практик анализа социологических данных, специфика выстраивания логики анализа и ее формализация для различных форматов данных. Основное внимание уделяется модельным предположениям в процедурах анализа взаимосвязей признаков и эмпирических объектов, проведению типологического и факторного (факториального)  анализа. Трактовка базовых понятий методологии эмпирической социологии вводится в контексте рассмотрения ситуаций, в которых  «модель изучения…» = «модель измерения…» = «модель анализа…».

 Основной целью курса является освоение студентами теоретико-методических принципов и специальных процедур анализа данных в социологии.  Содержание курса

 

Курс подготовлен с учетом отечественного и зарубежного опыта развития социологии и его отражения в учебной литературе.


    Цель курса  заключается в приобретении студентами базовых знаний теорий социальной стратификации. Представленные на изучение в курсе темы  выделены на основании того, что являются основополагающими  для дисциплины.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3).

Для изучения дисциплины студент должен знать:

- основные понятия философии и общей социологии;

- историю  теорий философии, социологии;

- основы всемирной и отечественной истории;

 Он должен уметь:

- самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ;

- аргументировано излагать мнение;

- критически анализировать информационные источники;

- представлять результаты исследовательской  работы перед аудиторией;

Студент должен обладать следующими компетенциями:

- способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 – на начальном уровне);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10 - на базовом уровне);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14 - на начальном уровне);

- способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1 - на начальном уровне);

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8 - формируется частично);

- способность использовать основные исследовательские методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 - формируется частично);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10 - формируется частично);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12 - формируется частично);

- способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1 - формируется частично);

- способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 – формируется частично);

- способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3 - формируется частично);

- способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4 - формируется частично);

- способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6 -  формируется частично);

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- Основные теории социальной стратификации;

- Основные методы исследования социальной стратификации

Уметь:

 - отбирать и анализировать данные о социальной стратификации социальной системы;

- реализовывать самостоятельные аналитические проекты;

- представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и массовой аудиториями

Владеть:

 - способностью использования фундаментальных социологических  знаний на практике;

 -  навыками анализа социологических данных;

-  навыками получения профессиональной информации из различного типа источников, включая Интернет и зарубежную литературу.


Целью курса является ознакомление студентов с основными проблемами педагогики, как о предмете и объекте научного исследования, методах обучения и воспитания, о возможных путях и способах решения разнообразных педагогических проблем в процессе развития и обучения личности. Настоящий курс, будучи интегрирован в реализацию учебно-профессиональной деятельности студентов, направлен на обеспечение их педагогической компетентности, являющейся важнейшим компонентом профессионализма будущих специалистов – социологов


Направление подготовки: 39.03.01 Социология

Уровень: бакалавриат

 Язык обучения: русский

 Продолжительность: 1 семестр

Общая трудоемкость курса: 54 часа


Краткая аннотация курса.

Целью курса является приобретение студентами знаний в области социально-педагогической деятельности. В  курсе рассматриваются теория социальной педагогики: ее предмет, задачи, функции; личность и группа как объекты социально-педагогического воздействия; процесс становления личности ребенка, его развитие, зависимость от среды; социальная адаптация, интеграция и дезинтеграция; социальные отклонения как формы дезадаптивного поведения, а также особенности работы социального педагога.


            В рамках курса дается подробная, углубленная, упорядоченная в соответствии с хронологическим принципом характеристика концептуального содержания важнейших авторских теорий, составляющих «золотой фонд» мировой социологической мысли. Настоящий курс является базисной, основополагающей дисциплиной в системе профессионального социологического образования, структурирующей общий объем знаний студентов об истории развития социологических идей. Курс призван способствовать формированию и развитию историко-социологической культуры, расширению профессионального кругозора будущих специалистов – социологов; ориентирован на развитие у слушателей способности к историко-социологической рефлексии, эвристических навыков «социологического воображения».

Слушатели получают общее представление об основных этапах истории западноевропейской общественной мысли в период ‑ с эпохи Античности до ХVIII в., и более подробное – о содержании важнейших концепций, возникших в зарубежной социологии в ХIХ – начале ХХ вв. При этом делается ставка на поддержание у студентов уровня исторических знаний, необходимого для анализа контекста становления конкретных комплексов социологических идей, а также предпосылок возникновения социологии как самостоятельной науки.

Общая трудоемкость: 324 часа (аудиторных - 140, самостоятельная работа - 184).

Язык курса: русский.