Дать целостное представление о внешней политике СССР, ее роли в развитии государства и общества; показать эволюцию внешней политики СССР и ее влияние на развитие международных отношений; рассмотреть основные приоритеты внешней политики Советского Союза на разных этапах его развития; оценить роль СССР в международных отношениях в указанный период; изучить внешнеполитические доктрины советских лидеров, их цели и установки; рассмотреть важнейшие мероприятия внешней политики СССР; раскрыть суть взаимоотношений СССР с великими европейскими и мировыми державами; рассмотреть военный фактор в осуществлении внешней политики СССР; сформировать понимание особенностей развития советской внешней политики; охарактеризовать роль и вклад отдельной личности в развитие внешней политики Советского Союза.


Основной целью курса является изучение основных подходов к проведению научных
исследований международных отношений и мировой политики. Для реализации
поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи: освоить
обширный фактологический материал, дающий целостное представление о становлении и
развитии данной дисциплины; формировать базовые навыки проведения научных
исследований; выделить ключевые аспекты формирования навыков проведения научных
исследований; научить студентов на основе полученных знаний самостоятельно проводить
научные исследования происходящих в современном мире политических процессом и
международных отношений.

Основной целью курса является изучение основных подходов к проведению научных
исследований международных отношений и мировой политики. Для реализации
поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи: освоить
обширный фактологический материал, дающий целостное представление о становлении и
развитии данной дисциплины; формировать базовые навыки проведения научных
исследований; выделить ключевые аспекты формирования навыков проведения научных
исследований; научить студентов на основе полученных знаний самостоятельно проводить
научные исследования происходящих в современном мире политических процессом и
международных отношений.

Целью учебной дисциплины «Политические системы и культуры России и сопредельных регионов СНГ являются получение слушателями теоретических знаний и практических навыков в области современных политологических исследований, дающих представление о Содружестве Независимых Государств, для их дальнейшего использования в рамках выбранной образовательной программы. В цели курса также входит формирование у студентов понятий о научной терминологии, связанной с теоретическими подходами и практикой реализации внешней политики Содружества, а также представлений об источниках и историографии по данному предмету.


1.     Цели и задачи дисциплины:

 

Цели освоения дисциплины

·        Выработка у обучающихся способности анализировать социально значимые проблемы и процессы.

·        Выработка у обучающихся умения использовать на практике методы гуманитарных, социальных, исторических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, связанной с изучением Ближнего и Среднего Востока;

·        Формирование у обучающихся знаний о ключевых проблемах развития Ближневосточного региона.

 

Задачи дисциплины

·        Ознакомление с понятием «ближневосточный узел», формированием, проблемами и путями его урегулирования.

·        Ознакомление с позициями ведущих стран мира в отношении государств ближневосточного региона. 

·        Выявление специфики проблем международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке.

·        Анализ политических проблем стран ближневосточного региона в XXI веке.

·        Анализ расстановки сил и современных угроз на Ближнем Востоке.


Курс направлен на формирование теоретических знаний о деятельности СНГ, развития интеграционных процессов и взаимодействия стран постсоветского пространства. В ходе изучения курс а ставятся следующие задачи: 

-        рассмотрение постсоветского пространства с точки зрения основных направлений в теории международных отношений;

-        изучение основных этапов развития постсоветского пространства;

-        выявление особенностей развития постсоветского пространства;

-        понимать цели внешней политики России;

-        уметь применять теоретические знания для анализа геополитических процессов на постсоветском пространстве

Основной целью освоения дисциплины «Китайская миграция в мире» является формирование у обучающихся комплексного представления об особенностях китайской иммиграции; теоретических основах ее эволюции, механизме функционирования; основных современных тенденциях и проблемах.


Цели освоения дисциплины

•        исследование характера и особенностей внешней политики России в СНГ

•        выявление ее движущих сил, национальных интересов, фактоов, определяющих внешнюю политику России в СНГ

Задачи дисциплины:

  • изучение этапов внешней политики России в СНГ;
  • изучение принципов внешней политики России в СНГ;
  • изучение проблемы эффективности политики России в СНГ;
  • изучение политики других международных акторов в контексте российской внешней политики в СНГ;
  • изучение роли России в процессах региональной интеграции в СНГ.


1. Course description and goals

The aim of this directed reading course is to provide an intellectual challenge to students by engaging with major theories, concepts and issues in security studies. The course provides an introduction and overview to key theoretical, empirical and policy issues in Human Rights and International Security debates and examines the changing nature of security in a post-Cold war and post-September 11th context. The module provides a basis for further post-graduate studies in international relations and security studies or for careers in governments, international organizations, NGOs and the media.

This course will be taught as a workshop. After an introduction of key concepts and approaches in security studies, students will present papers examining normative, empirical and policy dimensions of specific security issues. Workshop participants will work together in a constructive and positive manner to reach a consensus on a series of student-led policy proposals. The final goal is for each student write a superior paper, which may form the foundations of a graduate-level publication.

 

2. The place of the discipline in the General Subject structure:

The course belongs to the humanities, social cycle. The completion of this course is a prerequisite for the discipline . There are no prerequisite for this course.

 

3.Competences development requirements:

By the end of the course students will acquire or enhance the following skills:

- will be able to work with theoretical knowledge at the forefront of their discipline;

- will be aware of the ethical dimensions of the scholarly work done in their discipline in general as well as of their own work in particular;

- will have a comprehensive understanding of methods and methodologies in their discipline;

- will be able to undertake analysis of complex, incomplete or contradictory areas of knowledge;

- will have a level of conceptual understanding that will allow them to critically evaluate research, advanced scholarship and methodologies and argue alternative approaches;

- will be reflective and self-critical in their research work;

- will be able to engage in academic and professional communication orally and in writing;

- will have independent learning ability required for continuing professional study.


Целью курса является формирование представлений об интеграционных тенденциях в Восточной Азии и основных интеграционных группировках.

Задачами курса являются: ознакомление студентов с основными причинами экономической интеграции; с особенностями интеграционных процессов в регионе и роли в них государства; изучение основных тенденций развития торгово-экономических отношений Китая со странами (регионами) мира.


Цель курса – сформировать у слушателей представление о понятии и особенностях модернизации в странах Восточной Азии и способах ее самостоятельного изучения.

Задачами курса являются: Ознакомление студентов с основными типами социально-исторического развития; с историей модернизации в Китае и других странах региона; изучение основных тенденций развития и политики модернизации, итоги модернизационного развития КНР и стран региона; развитие навыков исследовательской работы с использованием источников на языке оригинала и на английском языке.


Цель курса – сформировать у слушателей представление о тенденциях развития китайской экономики и экономик стран региона и способах их самостоятельного изучения.

Задачами курса являются: Ознакомление студентов с основными компонентами экономической модернизации; Ознакомление студентов с особенностями государственного регулирования китайской экономики; Изучение основных тенденций развития торгово-экономических отношений Китая со странами (регионами) мира; Развитие навыков исследовательской работы с использованием источников на языке оригинала и на английском языке.


Цели и задачи дисциплины: Цель курса – сформировать у слушателей представление о международно-политической ситуации в АТР, основных конфликтах и проблемных узлах и способах их самостоятельного изучения.

Задачами курса являются: Ознакомление студентов с основными проблемами безопасности и конфликтами в Восточной Азии как на региональном, так и на мировом уровне. Научить студентов предвидеть и прогнозировать возможные последствия той или иной политической акции стран Восточной Азии как на региональном, так и на международном уровне. Изучение основных тенденций международного развития и внешней политики стран региона; дать представление об отечественных и зарубежных источниках для получения информации о проблемах безопасности и конфликтах в Восточной Азии; Развитие навыков исследовательской работы с использованием источников на языке оригинала и на английском языке.

Студент должен

Знать:  Основные международные и двусторонние конфликты в регионе, историю их возникновения и попытки решения; Основные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения между странами региона.

Уметь:  Использовать понятийный материал исторической, экономической и политической науки при анализе региональных проблем безопасности;

Анализировать основные внешнеполитические шаги глав государств и правительств стран, их политические и экономические последствия;

Выделять региональную и цивилизационную специфику в решении международных конфликтов.

Владеть: Навыками поиска, обработки и анализа информационных материалов;

Базовыми терминами и понятиями изучаемой дисциплины;

Основами методологического и научного исследования;

Культурой мышления, способностью к анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения.


 

Учебный курс предназначен для студентов  - магистров по специальности "Зарубежное регионоведение" и нацелен на получение обучающимися системных знаний в области методологии изучения теории и практики процессов модернизации и трансформации МО на Ближнем Востоке, а также практических умений ведения научных исследований методами научного творчества, по законам логики и подготовки профессиональных научных сочинений, учит ориентироваться в основной научной литературе по этому предмету.

Учебные часы: 108

Язык: русский


Дисциплина читается в 11-м семестре для обучающихся магистратуры направления 41.04.01. "Зарубежное регионоведение".

Профиль: Ближний Восток.

Трудоемкость курса: семинары - 36 часов, самостоятельная работа - 72 часа (всего 108 часов).

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина по выбору.

Язык преподавания - русский.

Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся комплексного представления о деятельности РПЦ в странах Ближнего и Среднего Востока, особенностях ее взаимодействия с населением стран региона специализации, а также вкладе РПЦ в российское востоковедение и роли православия в качестве инструмента политики «мягкой силы» России.

Целью курса является углубление профессионального понимания той роли, которую играет ислам как мировая религия и цивилизация в современных международных отношениях с учетом региональных особенностей проявления исламской традиции в политике государств его традиционного распространения, а также в «новых» странах СНГ и мусульманских районах России.

Дисциплина читается в 11-м семестре для обучающихся магистратуры направления 41.04.01. "Зарубежное регионоведение".

Профиль: Ближний Восток

Трудоемкость курса: семинары - 36 часов, самостоятельная работа - 72 часа (всего 108 часов, 3 кредита).

Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина по выбору.

Язык преподавания - русский.



Цель настоящего курса - дать студентам  углубленное представление об этнопсихологических особенностях народов Ближнего Востока в условиях динамичного развития международных контактов представителей различных цивилизаций и культур.

Дисциплина читается в 9-м семестре для обучающихся магистратуры направления 41.04.01. "Зарубежное регионоведение".

Профиль: Ближний Восток

Трудоемкость курса: семинары - 36 часов, самостоятельная работа - 72 часа (всего 108 часов).

Место дисциплины в структуре ООП: обязательная.

Язык преподавания - русский.



Основной целью дисциплины является комплексное изучение актуальных социально-экономических проблем России и сопредельных государств (СНГ) в контексте процессов глобализации и регионализации; формирование навыков самостоятельного исследования современной социально-экономической ситуации на постсоветском пространстве. Курс призван дать студентам-регионоведам целостное представление об основных воззрениях на современное социально-экономическое состояние и перспективы развития России во взаимодействии с другими странами СНГ; показать риски, с которыми сталкивается России в своём развитии в XXI веке и возможности их минимизации.

Язык русский

100 часов


Основной акцент программы сделан на анализе современных социально-экономических проблем региона,  которые возникают в процессе глобализации во всех его проявлениях. Рассматриваются также: предмет, источники, методология и методика исследований в сфере социально-экономических проблем БСВ; введение в социально-экономическую проблематику региона БСВ; предыстория современной экономики региона Ближнего Востока; даётся современная социально-экономическая характеристика региона БСВ.

Язык русский

Часов 100

Курс направлен на всестороннее изучение проекта альтернативной модели межгосударственной интеграции на евразийском пространстве в условиях глобализации, обозначение, понимание и характеристику роли России в процессе реализации данного проекта и её места в современной системе международных отношений в целом.  

Цели освоения дисциплины

•        исследование теоретических вопросов международной экономической интеграции на евразийском пространстве

•        выявление ее движущих сил на макро- и микроуровнях, межнациональных и наднациональных механизмов регулирования

Задачи дисциплины:

•        изучение особенностей экономического и военно-политического взаимодействия входящих в евразийское пространство стран между собой;

•        рассмотреть основные механизмы интеграции, условия бизнеса на пространстве Евразии;

•        показать место Российской Федерации в системе международной региональной интеграции.

Язык курса - русский.  


В ходе изучения данной дисциплины основные акценты сделаны на такие аспекты, как энергетическая безопасность и проблемы её обеспечения в на пространстве СНГ; тенденции развития энергетического рынка Содружества и проблема энергетической безопасности;  механизмы реализации концепции региональной энергетической безопасности; проблемы региональной энергетической безопасности; роль России в обеспечении региональной энергетической безопасности на пространстве СНГ; основные методы укрепления региональной энергетической безопасности. 

Язык обучения: русский


Дисциплина читается в первом семестре для обучающихся магистратуры направления 41.04.01 «Зарубежное регионоведение». Профиль: Китай.

Трудоемкость курса: лекций – 18 часов, семинаров – 18 часов (всего 36 часов).

Место дисциплины в структуре ООП: Вариативная часть, выборная дисциплина.

Основной целью освоения дисциплины «Связи Русской Православной Церкви со странами Восточной Азии» является формирование у обучающихся комплексного представления о деятельности РПЦ за рубежом; особенности ее взаимодействия с населением стран Восточной Азии и восприятии; вкладе в российское востоковедение и роли православия в качестве инструмента «мягкой силы» России.  

Задачи курса:

-получить знания о деятельности РПЦ в странах Восточной Азии в исторической ретроспективе и на современном этапе, тенденциях, механизмах взаимодействия с населением этих стран.

-выработать умения использования и подбора источников по проблематике дисциплины;

-овладеть навыками анализа полученной информации и прогнозирования процессов как на региональном, так и международном уровнях.

-проанализировать этапы становления зарубежной деятельности РПЦ в Китае, Корее, Японии и Монголии и выделить характерные черты.

В результате освоения курса, студенты будут:

 

Знать:

-основные характерные особенности и черты распространения христианства в странах Восточной Азии,

- особенности деятельности РПЦ в странах ВА,

-этапы миссионерской деятельности РПЦ в ВА,

- роль и место представителей РПЦ в формировании российского востоковедения,

- понятийный аппарат на языке региона специализации.

 

Уметь:

-оценивать эффективность религии как инструмента «мягкой силы»

-выявлять особенности деятельности религиозных организаций на различных исторических этапах

-анализировать отношения России со странами ВА сквозь призму религиозной деятельности

-применять научные подходы, концепции МО в научных исследованиях

-анализировать полученную информацию и правильно ее интерпретировать

-ориентироваться в информационном пространстве

-анализировать влияние внешних и внутренних факторов на распространение православия в странах ВА

-четко и структурировано излагать свои мысли

Владеть:

-навыками самостоятельной работы с научными исследования зарубежных и российских -авторов (на русском, английском и китайских языках)

-навыками подбора, обработки и интерпретации информации по проблематике дисциплины

-навыками самостоятельного мышления

-понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук

-навыками аргументирования своей точки зрения

-базовыми знаниями о терминологии изучаемой дисциплины на языке региона специализации

-навыками слежения за изменениями в области международной и национальной безопасности


Курс направлен на то, чтобы помочь студентам в овладении методикой историографического анализа; выработать у них критическое мышление, умение ориентироваться в различных направлениях исторической мысли, методологии исторических исследований в области международных отношений; ознакомить студентов с историей отечественной и зарубежной исторической науки, исследующей международные отношения; сформировать представления о факторах, закономерностях и особенностях ее развития; характеристика современного состояния исследований по историографии; воспитать у студентов представления об исторической науке как о динамично развивающейся системе; показать социальные функции исторической науки и обратить внимание на связь изучения истории с потребностями общества, с общественной мыслью, с материально-техническим и социально-политическим состоянием общества, с интеллектуальным контекстом эпохи, с внутренними факторами развития самой науки; расширение интеллектуального и профессионального уровня студентов

Целью учебного курса «Китайский Транснациональный бизнес» является развитие у студентов комплексного видения и понимания специфики деятельности транснационального бизнеса Китая на современном этапе. Студенты знакомятся с отличительными чертами Китайского транснационального бизнеса в контексте современных мировых проблем и механизма мировой экономики. Особое внимание уделяется анализу соотношение государственной экономической и социальной политики Китая с особенностями стратегии национальных транснациональных компаний в различных отраслях и секторах современной российской экономики.

Курс направлен на то, чтобы: дать целостное представление о международномтерроризме как угрозе международной безопасности; изучить истоки и сущность терроризма; рассмотреть основные течения в современномтерроризме; исследовать роль России в противодействии международному терроризму; изучить зарубежный опыт противодействия терроризму

Целями освоения дисциплины является рассмотрение причин и характера конфликтов в странах СНГ; критический анализ современных теоретических подходов к конфликтам и проблемам их урегулирования, умение оценивать целесообразность и эффективность использования различных переговорных и посреднических процедур, определять статус и основы государственности «непризнанных государств».

Курс направлен на то, чтобы:

·     дать целостное представление о современной внешней политике РФ, ее роли в развитии государства и общества;

·     показать эволюцию современной внешней политики России и ее влияние на развитие международных отношений;

·     рассмотреть основные региональные приоритеты внешней политики РФ в современном мире;

·     оценить роль России в новом миропорядке;

·     рассмотреть важнейшие мероприятия современной внешней политики РФ;

·     разобрать проблему региональной безопасности России в современном мире;

·     раскрыть суть взаимоотношений РФ и СНГ;

·     рассмотреть отношения России и региональных организаций;

·     подвергнуть анализу отношения РФ с ведущими державами современности;

·     сформировать понимание особенностей развития современной региональной внешней политики России.


Курс «Политика России в Восточной Азии» предназначен для студентов - магистров по специальности "Регионоведение (Китай)". Курс имеет целью познакомить студентов с основными направлениями  современной восточно-азиатской внешней политики Российской Федерации, дать представление о контексте международных отношений, в котором эта политика реализуется. В цели курса также входит формирование у студентов понятий о научной терминологии, связанной с теоретическими подходами и практикой реализации внешней политики, а также представлений об источниках и историографии по данному предмету.

Задачами дисциплины является научить студентов: понимать суть современной восточно-азиатской внешней политики России; видеть контекст, в котором внешняя политика России осуществляется;  уметь применять концептуальные знания для анализа внешней политики России; понимать цели внешней политики России; уметь находить средства для реализации внешнеполитических целей и задач России. Дисциплина «Политика России в Восточной Азии» дает возможность  студентам, специализирующимся по зарубежному регионоведению, овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые необходимы для работы в различных государственных структурах, научно- исследовательских и неправительственных организациях, бизнес-структурах.

Количество часов: 108.

Язык: русский


Курс «Этнопсихология народов Восточной Азии» предназначен для студентов - магистров по специальности "Регионоведение (Китай)". Цели и задачи дисциплины:

- развить у студентов навыки использования знаний этнопсихологических особенностей

народов стран Востока и их влияния на формирование деловой культуры и этикета поведения;

- выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению этнопсихологических закономерностей и особенностей стран Востока; развивать умение строить и использовать этнопсихологические модели для описания и прогнозирования различных этнокультурных явлений, осуществлять их качественный анализ;

- способствовать развитию умений проводить анализ исторического развития и современного влияния этноконфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор на основе глубокого знания их этнопсихологических особенностей;

- развивать умение учитывать в практической и исследовательской деятельности этнопсихологическую специфику, характерную для носителей соответствующих этнических культур.

Количество часов: 108.

Язык: русский


Курс «Китай в мировой цивилизации» предназначен для студентов - магистров по специальности "Регионоведение (Китай)". Цель курса: привить студентам понимание разнообразия исторического опыта человечества и относительности культурных стандартов; дать знания об истории развития мировых и локальных цивилизаций,  сформировать  целостное представление об основных этапах, тенденциях развития китайской цивилизации в контексте всемирно-исторического процесса, ее основных достижениях и ценности вклада с мировую цивилизацию. 

Задачей курса является:

1)      заложить фундаментальные знания по истории мировых цивилизаций;

2)      расширить знания по истории, социально-экономическим,  духовно-нравственным проблемам развития китайского общества у студентов, специализирующимся по направлению «Зарубежное регионоведение. Китай»;

3)       сформировать знания об этапах, особенностях и роли китайской цивилизации во всемирно-историческом процессе, материальных и духовных основах китайской цивилизации и ее влиянии на современное развитие мировой культуры;

Количество часов: 108.

Язык: русский


Ближний Восток — название региона, расположенное в Западной Азии и Северной Африке. Начало формирования суверенных государств на Ближнем Востоке было положено англо-французским соглашением Сайкс-Пико 1916 года (получило своё название по имени дипломатов, подготовивших проект этого соглашения, - англичанина Марка Сайкса и француза Жорж-Пико.) Основной целью соглашения было разграничение сфер влияния Великобритании и Франции в регионе после поражения Османской империи в Первой Мировой войне. В тексте этого соглашения впервые в мировой дипломатическом лексиконе появляется термин «Ближний Восток». В качестве научного понятия термин впервые был применен в 1902 году американским историком и адмиралом Альфредом Мэхэном. Дисциплина «Социально-политическая мысль народов Ближнего Востока» является составным элементом магистерской программы «Зарубежное регионоведение». 

Цели и задачи курса: Целью дисциплины Политические системы и культуры региона специализации/«Ближний Восток» является: формирование у студентов представления об основных этапах развития данного региона. Задачей дисциплины является: выработать навыки сравнительного анализа политических институтов и процессов; дать возможность студентам сравнить пути формирования политических систем и эволюции политических культур; понять цели и задачи а также позиции политических сил, действующих в государствах данного региона. Так же, одним из аспектов цели является обучение студентов на основе полученных знаний самостоятельно анализировать происходящих на Ближнем Востоке политических процессов и отношении. В связи с дискуссионностью многих вопросов, связанных с процессами происходящих в регионе, упор делается на самостоятельную работу студента с литературой специального характера.