Арт-маркетинг и продвижение культурных проектов - практико- ориентированный курс, целью которого является изучение и внедрение в профессиональную практику студентов современных технологий продвижения культурных проектов и институций.

В рамках курса изучаются успешные практики продвижения  культурных продуктов и услуг (российские и зарубежные). Основные темы курса: типология культурных проектов, культурные рынки, актуализация и продвижение культурного наследия, брендинг, технологии медиа в маркетинге. 


Цель курса – изучить особенности художественного языка современного кинематографа и видео-арта как самостоятельного направления в сфере современного искусства. Среди ключевых вопросов курса: закономерности протекания мирового кинопроцесса, тенденции и специфические черты национальных школ России, Европы, США, Латинской Америки, стран Азии. Хронологические границы курса предполагают рассмотрение истории и теории кино и видеоарта, начиная с 1940-х гг. ХХ века и до настоящего времени. 


Менеджмент в сфере культуры - практико- ориентированный курс, целью которого является изучение и внедрение в профессиональную практику студентов современных технологий управления культурными процессами. Таким технологиями являются: программирование, проектирование, планирование, мониторинг и контроль. 

В рамках курса изучается опыт российских и зарубежных культурных институций и культурных проектов. В результате прохождения курса студент должен уметь:

- применять технологию SWOT, PEST, SMART анализа для различных этапов управления

- создавать концепцию развития культурной институции

- применять технологию социокультурного проектирования

- применять технологии продвижения организаций и программ

Знать:

- основные законодательный акты, регулирующие деятельность в сфере культуры

- основы маркетинга культурных проектов

- основы фандрейзинга 

- основы продвижения и коммуникации 

Содержание курса охватывает следующий круг вопросов:Понятия «знаточество», «экспертиза», «атрибуция», их связь и особенности. Определение понятий «оригинал», «слепок», «повторение», «копия», «фальсификат», «авторская копия», «вариант». Понятие аутентичности. Атрибуционный метод Дж. Морелли. Метод Бернсона. Атрибуция Фридлендера. Значение работ Т. Фриммеля, К. Фолля, К. Хофстеде де Гроот, В. Боде в практике атрибутирования произведений искусства. Три случая атрибуции по Випперу. Принцип многочисленных совпадений Г.Кегеля. Формально- логическая структура атрибуции. Случаи ошибочной атрибуции. Виды экспертизы произведений искусства (искусствоведческая, технико-технологическая, комплексная). Задачи искусствоведческой экспертизы: идентификационная, диагностическая, классификационная. Структура и содержание экспертного заключения. Примеры экспертных заключений. Относительная стоимость экспертных заключений. Деятельность экспертов при оформлении документов на ввоз-вывоз культурных ценностей. Репутация и уровень компетенции эксперта произведений искусства. Российская и зарубежная практика.

Материалы и техники, применяемые при создании произведений искусства. Определение материала предмета. Применение различных видов экспертиз к различным видам материалов. Определение утилитарного назначения предмета. Технология его изготовления. Стилистический анализ формы предмета. Анализ сюжета и других изобразительных мотивов и надписей, входящих в композицию. Изучение марок, клейм, надписей, подписей, производственных знаков. Виды изобразительного искусства. Масляная и темперная живопись. Материалы основы живописных произведений и их особенности. Техники живописи и их особенности. Основные термины и понятия в живописи. Особенности атрибуции живописных полотен. Особенности атрибуции графических произведений. Проблемы сохранности и атрибуции фотоматериалов. Основы реставрации и консервации произведений искусства. Проблема датирования времени создания произведений искусства. Метод обнаружения «датировочных» пигментов. Анализ связующего. Метод изотопного анализа. Место атрибуции и экспертизы в современной музейной работе. Особенности атрибуции музейного предмета. Интерпретация как дополнительный к атрибуции метод работы с музейным предметом. Методические основы экспертной оценки музейных предметов. Экспертно-фондовая закупочная комиссия музея: определение, функции, порядок работы. Проблемы оценки произведений искусства. Деятельность эксперта-оценщика. Принципы экспертной оценки произведений искусства. Методология оценки стоимости произведений искусства А.Е. Рождественского. «Метод анализа иерархий» Т. Саати. Авторский метод оценки культурных ценностей И.Жарова. Атрибуция и экспертиза в условиях антикварного рынка. Особенности антикварного рынка России, стран Западной Европы, США. Основы законодательства РФ в сфере оборота художественных ценностей. Национальная организация экспертов в области искусства «НОЕКСИ» и ее деятельность. Аналоги в европейской практике. Законодательная база стран Западной Европы и США в области экспертной практики и оборота художественных ценностей.


Курс «Коллекционирование: основные подходы» рассматривает феномен коллекции, ее бытование и вовлеченность в художественную систему. Среди тем, изучению которых посвящен этот курс – частная коллекция и личность коллекционера, особенности формирования частной коллекции и ее судьба, в том числе – в истории России и западноевропейских стран, политика формирования музейной и корпоративных коллекций: концепции, особенности, основные характеристики. Это не только обращение к конкретным примерам и практикам из истории коллекционирования в России и за рубежом, но и философский и культурологический взгляд на феномен коллекционирования. В современном мире в связи с все возрастающей ролью арт-рынка, коллекция меняет свое значение. Инвестиционная привлекательность  и рентабельность инвестиций в предметы антиквариата и произведения искусства порождает новый вид коллекции, формирует ее новые функции, новые цели и задачи. Курс «Коллекционирование: основные подходы» предназначен для студентов  бакалавров отделения «Искусства и гуманитарные науки» и предполагает как лекционные и семинарские занятия, так и встречи с арт-дилерами, коллекционерами и музейными хранителями.


Цели и задачи курса: познакомить слушателей с такой специфической сферой профессиональной деятельности как кураторство, дать понимание роли и значения куратора в современной институциональной структуре, развить организационные навыки.

Основной акцент делается на практические занятия, поскольку и само кураторство – отрасль сугубо практическая. Лекционная часть дает общее представление об истории появления фигуры куратора как одного из основных персонажей художественной сцены, о перспективах развития этого направления профессиональной деятельности искусствоведа, историка и теоретика культуры. Рассматривается формирование и упрочение в качестве важного элемента культурной жизни феномена временных выставок. Дается обзор современной институциональной структуры и некоторых специфических кураторских стратегий. На семинарах обсуждаются проходящие в Москве и за ее пределами выставки, на групповых консультациях – предложенные студентами идеи выставочных проектов. Кроме того, в рамках курса предполагаются встречи с известными кураторами и современными художниками, знакомящие аудиторию с актуальными художественными практиками.



Курс "Литература русского зарубежья" рассматривает один из самых драматичных и самых значимых периодов в русской литературе - ХХ век. Революция, гражданская война, Вторая мировая война, репрессии, укоренившийся тоталитаризм, борьба с инакомыслием выталкивали писателей за пределы родины. В этот период создавались великие произведения. Трижды русским писателям-эмигрантам присуждалась Нобелевская премия. Русские писатели за рубежом противостояли укрепившемуся в СССР социалистическому реализму и формировали иной литературный мир, иную русскую литературу. 

В курсе рассматриваются такие проблемы, как: сохранение языка и целостности русской литературы, возвращение писателей и произведений читателю. 

В процессе курса изучаются положения законодательных и других нормативных документов в сфере гражданско-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. Курс способствует усвоению материала , изучая правовую базу РФ, помогает понять и грамотно составлять нормативно-правовые документы. Задачи курса в том, чтобы студенты бакалавры могли правомерно использовать полученные знания и сочетать интересы автора и общества. Авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства.  Курс способствует  студентам применять  знания в широкой области интеллектуальных прав .


Программа курса « Логика и методология гуманитарных знаний: теория культуры» предназначена для бакалавров второго курса отделения «Искусства и гуманитарные науки». Является обязательным курсом и входит в цикл ОПДФ – общепрофессиональных дисциплин. Сказанное определяет цели и задачи дисциплины:

* дать студентам – бакалаврам отделения «Искусства и гуманитарные науки» представление о культурологии как науке, синтезирующей все представления о человеке и  обществе и изучающей культуру как специфическую модель человеческого бытия;

* познакомить студентов со спецификой данной дисциплины, основными направлениями и категориальным аппаратом,     существующим в рамках данной дисциплины;

* представить в систематизированном виде содержание     современных культурологических знаний: дать представление об истории культурологической мысли, раскрыть суть исторической типологии культуры, познакомить с формами и видами  культуры Запада и Востока  и новейшей современной культуры;

* расширить кругозор студентов, повысить уровень их культурной компетентности;

* научить студентов ориентироваться  в новом культурном пространстве, обозначить путь междисциплинарных исследований в области предметного научного поля данной специальности.


Теория и практика межкультурной коммуникации  как междисциплинарный учебный курс входит в состав общефедеральной программы образования ( цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально экономические дисциплины ). Процесс глобализации, охвативший все сферы жизни во всем мире, привел к возникновению многочисленных межэтнических и межконфессиональных конфликтов, остро поставил вопрос о сохранении национальной идентичности  в новом межкультурном пространстве. Сама эпоха происходящих культурных изменений поставила вопрос о необходимости изучения  диалога культур.  В контексте расширения взаимодействия мировых культур особенно актуальным сегодня становится изучение проблемы культурных различий и основ межкультурной коммуникации. Процесс расширения культурных границ – явление амбивалентное по своей сути. Данная программа, с одной стороны, призвана максимально соответствовать   требованиям Государственного образовательного стандарта. С другой  – представить в наиболее систематизированном  виде содержание современных  знаний в области межкультурного взаимодействия, познакомить их с основными  параметрами межкультурной компетенции и закономерностями развития транскультуры. Сказанное определяет цели и задачи курса: сформировать умения и навыки межкультурной коммуникации: культурную восприимчивость, толерантность по отношению к другим культурам и их представителям, способность к межкультурному диалогу;

* изучить  основные модели  коммуникационных процессов, ознакомить студентов с понятиями «межличностная» и «межкультурная» коммуникация ;

* познакомить  студентов с культурно-антропологическими и эмоционально-психологическими аспектами межкультурной коммуникации;

* освоить в процессе обучения практические навыки межкультурной коммуникации путем ознакомления с особенностями вербальной и невербальной коммуникации в культурах разных стран ;

* овладеть основными методологическими приемами коммуникативного поведения в рамках межкультурных тренингов, которые являются одним из способов обучения межкультурной компетентности.