Цель дисциплины – систематизированное изложение основных проблем экономической теории и практики. Особое внимание уделяется влиянию государственного регулирования экономики на развитие науки и образования, техники и технологий.

Задачи дисциплины:

-      ознакомление студентов с историей развития и содержанием основных экономических теорий и идей;

-      формирование представлений о возможностях и границах государственного регулирования экономики;

-      формирование представлений о целях, направлениях и инструментах государственной экономической политики.

Важно!   На основании Решения Ученого совета, ректората и КУМ Российского университета дружбы народов от 17 августа 2020 года «Об организации учебного процесса с 1 сентября 2020 года с учетом принятия мер по профилактике распространения коронавирусной инфекции» занятия проводятся в дистанционном формате с использованием электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), поэтому вносятся  изменения в балльно-рейтинговую систему (БРС) по дисциплине (подробнее см. на сайте дисциплины)


Цели и задачи дисциплины: вскрыть закономерности и особенности в развитии российской исторической науки; показать ее социальные и гносеологические функции, связь с общественной мыслью, с материально-техническим и социально-политическим состоянием общества; раскрыть ее основные этапы и вклад отдельных историков в ее развитие; помочь студентам овладеть методикой историографического анализа.

Курс предназначен для углубления знаний студентов по военной истории нового и новейшего времени.

Цель курса - ознакомить студентов с важнейшими войнами и военными конфликтами XVI - XX вв.

Задачи курса:

- раскрыть причины, противоборствующие силы, последствия и значение основных войн и военных конфликтов XVI - XX вв.

- выявить основные тенденции развития военного искусства XVI - XX вв.

- ознакомиться с основными работами военно-теоретической мысли указанного периода

Дисциплина Экономическая теория является базовым курсом в изучении экономических дисциплин. Она предваряет более подробное изучение теоретических аспектов функционирования экономики и способствует формированию экономического мировоззрения. Цель курса – начать изучение таких фундаментальных экономических категорий как труд, товар, деньги, занятость, инфляция. Совокупный общественный продукт и др. Дисциплина строится на изложении различных концептуальных подходов к основным экономическим проблемам.  

Курс "История военного искусства в древности и средневековье" предназначен для углубления знаний студентов, полученных в ходе освоение обязательных дисциплин "История Древнего Востока", "История Античности", "История Средних веков", "История Раннего Нового времени". История военного искусства исследует возникновение и эволюцию форм и способов ведения вооруженной борьбы, обобщает опыт прошлых войн, показывает процесс развития военного искусства и вскрывает закономерности этого процесса. Курс рассчитан на бакалавров 2 курса, обучающихся по направлению "История".

Цели и задачи дисциплины: Они заключаются в изучении и осмыслении фактов и явлений культуры русского государства с X по XVII в. Студентам предстоит выяснить процесс становления культуры Руси и России, ее особенности, формирование типических явлений, взаимосвязи различных направлений культуры и менталитета человека того или иного времени, оценить роль религиозного сознания в формировании культуры,  выявить общее и особенное в культуре Руси и России.


Цель курса. Дать представление о происхождении, характерных чертах, традициях и наследии отечественного образованного слоя, об участии интеллигенции в важнейших событиях истории России.

1.      Рассмотреть различные подходы к понятию и к термину «интеллигенция», характерные для российской и зарубежной науки.

2.      Проанализировать историю формирования интеллигенции в России, становление ее отношений с властью и народом.

3.      Показать проявление её характерных черт в XVIII-XX вв.

4.      Раскрыть проблематику самосознания исторической миссии и трагедии российской интеллигенции.

5.      Показать субкультурную специфику интеллигенции как социального слоя в России по сравнению с другими странами, переживавшими переход к индустриальному обществу.

6.      Показать вклад интеллигенции в экономическое, социально-политическое, культурное развитие России в различные периоды её истории.

7.      Проследить эволюцию ценностных ориентаций и образа жизни интеллигенции.

8.      Раскрыть значение наследия российской интеллигенции (как группы, движения и традиции) для современности.

Язык курса: русский.

Объем курса: 72 часа (3 зачетных единицы)


Курс посвящен истории взаимодействия человека и природы на различных этапах становления и развития человечества.

Цель курса: раскрыть основные тенденции и закономерности развития человечества в контексте взаимодействия природы и общества на различных этапах человеческой истории.

Задачи курса:

 - Содействовать преодолению эффекта «двух культур» (Ч.П.Сноу) и закреплению знаний и навыков, получаемых из предметов естественнонаучного цикла дисциплин; содействовать внедрению методов междисциплинарных исследований исторического материала; показывать на конкретных примерах эвристический потенциал естественнонаучных методов в историческом исследовании;

- Показать, одновременно, что при всей важности и перспективности применения методов естественных наук в исторических исследованиях, знания о природе и обществе не тождественны в полной мере и пренебрежение этим различием приводит к существенным негативным последствиям для знаний об обществе;

- Показать на конкретном историческом материале, что человечество не раз достигало «пределов роста» на различных стадиях своего развития. Глобальные экологические кризисы, сопровождавшие эти периоды, как показывает исторический опыт, разрешимы лишь путем качественного изменения принципов взаимодействия общества и природы, а попытки экстенсивного подхода к проблеме ведут только к нарастанию внутреннего напряжения системы (социума) и чреваты катастрофическими последствиями.

- Показать, что к настоящему времени человечество вступило в очередной экологический кризис, выходом из которого должен служить очередной качественный (фазовый) переход, требующий не только революционных изменений в технологии и способах хозяйствования, но и кардинальной перестройкой всей идеологии человечества.

Язык курса: русский.

Объем курса: 72 часа (3 зачетных единицы)

Усвоение теоретических основ истории повседневности. Освоение методов изучения истории повседневности. Выявление особенностей культурного поведения различных социальных групп в конкретно-исторических обществах.

Дисциплина Методология истории относится к базовой части блока 1 учебного плана.

Изучение роли и места методологии в историческом исследовании, а также основных подходов к исследованию исторических процессов и явлений. Студенты должны усвоить методологию научного исторического исследования, получить знания об основных методологических подходах в исследовании исторических процессов и явлений. Студент должен не только овладеть знаниями, но и научиться самостоятельно подбирать подходы для решения конкретных исследовательских задач. Студенты должны получить навыки применения основных усвоенных подходов.

Количество часов необходимое для освоения курса (согласно учебному плану) - 108.

Язык курса - русский.


Цели и задачи курса заключаются в изучении и осмыслении фактов различных культурных эпох, охватывающих время с палеолита до середины ХХ века.

В результате изучения дисциплины студент должен движущие силы и закономерности развития культуры, различные стороны ее существования, уметь анализировать и использовать базовую информацию, критически воспринимать концепцию различных школ.

Цель курса – ознакомить студентов с важнейшими проблемами социально-экономической истории арабских стран в XX в., дать им базовые знания о ведущих отраслях экономики и социальном строе наиболее значимых стран региона и научить их ориентироваться в научной и справочной литературе по данному предмету.

Задачи дисциплины:

-  осветить социально-экономическое положение арабских стран после достижения ими национальной независимости

- выявить формы и степень влияния периода колониальной зависимости на развитие экономики и социальной структуры стран Арабского мира

- отметить основные тенденции развития арабских стран во второй половине XX в., акцентируя внимание на проблеме выбора экономической парадигмы (капитализм, социализм, «третий путь»)

- дать характеристику основным социальным процессам в арабских странах после достижения национальной независимости

- рассмотреть социально-экономическую ситуацию в Арабском мире в эпоху глобализации (конец XX – начало XXI в.)

- ознакомить учащихся с основной литературой и источниками по курсу


Цель курса - ознакомить студентов с важнейшими проблемами истории арабского мира в ХХ в., дать им базовые знания по истории каждой из стран региона и научить их ориентироваться в основной научной литературе по этому предмету.

Задачи дисциплины:

-  осветить положение арабских стран по итогам Первой мировой войны

- рассмотреть положение арабских стран в первой половине XX в., охарактеризовать их статус как колоний, протекторатов и подмандатных территорий европейских держав

- отметить наиболее значимые тенденции политического, социального, экономического и культурного развития арабских стран в межвоенный период

- дать характеристику национально-освободительному движению в арабских странах и отметить особенности достижения независимости каждой из стран

- определить основные тенденции независимого развития арабских стран во второй половине XX в.

- осветить предпосылки, ход событий и текущее состояние арабо-израильского конфликта

- ознакомить учащихся с основной литературой и источниками по курсу


Цель курса:

Цель данного курса состоит в раскрытии исторических аспектов геополитики как самостоятельной научной дисциплины и одновременно как сферы политической деятельности государств и народов.

Задачи курса:

Поставленная цель определяет следующие образовательные и воспитательные задачи:

Образовательные:

•Обучить студентов обобщать и систематизировать материал  по особенностям становления геополитики в новое и новейшее время и историческим аспектам ее развития;

•Развить у студентов навыки собственного стратегического анализа существующей геополитической ситуации применительно к России, так и к зарубежным государствам;

•Познакомить студентов с перспективами межгосударственного сотрудничества в рамках диалога «Восток-Запад», и, прежде всего, по вопросам глобальной безопасности;

•Научить студентов определять влияние геополитических факторов на цивилизационное развитие стран Востока и Запада;

•Воспитательные задачи курса – формирование у студентов патриотического сознания, понимания геополитических задач России в условиях глобальных вызовов XXI века. 


Целью курса является формирование у студентов-историков на базе современной концепции «множественных модерностей» научно обоснованных представлений о развитии стран Азии  в 1918-2017 гг.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

- раскрытие новых, возникших после Первой мировой войны, концепций вестернизации восточных обществ (националистические, коммунистические);

- освещение проблемы вестернизации в условиях колониального режима (Индия);

- анализ тоталитарного варианта модернизации (Япония);

- анализ характера и форм национально-освободительных движений в странах Востока в межвоенный период;

- изучение типологии националистических идеологий в национально-освободительных движениях;

- изучение основных этапов крушения колониальной системы империализма;

- раскрытие характерных черт и особенностей развития стран Азии  в постколониальный период;

- рассмотрение проблем взаимоотношений современного капиталистического мира и традиционного восточного общества;

- раскрытие сущности противоречий, возникших на каждом из этапов исторического развития восточных стран;

- выявление социально-экономических и политических проблем развития стран Востока в начале XXI века;

- определение места и роли стран Востока в мировом историческом процессе.


Программа курса представлена в основной образовательной программе, разрабатываемой в соответствии с ОС ВО РУДН, состоящей из обязательной части и  части, формируемой участниками  образовательных отношений по соответствующему направлению подготовки, обеспечивающих формирование  у обучающихся компетенций, установленных ОС ВО РУДН)

Язык курса: русский

Объем курса: 144 часа (4 зачетных единицы) 

для кого

язык курса

количество часов

Цель курса – помочь в формировании мировоззренческих основ исторического познания у студентов и практических навыков работы с историческим источником; изучении основ документоведения и архивного дела, принципов хранения, обработки и использования научной информации; дать необходимые фактологические и теоретические знания о работе архива, ознакомить с методами изучения  исторических источников; способствовать развитию  научно обоснованных представлений об основах документоведения и архивоведения.

язык дисциплины - русский

Глобализация и коммуникационная революция самым серьёзным образом изменили мировое медийное пространство. Рост объема информации позволяет не только формировать общественное мнение, но и гораздо проще, чем раньше, манипулировать им, вести масштабные информационные войны. В ходе этих войн информационное пространство страны неизбежно превращается в единое пропагандистское пространство. Основная задача курса - рассказать об информационных войн, их свойствах и инструментах.

Курс  предназначен  для того, чтобы дать систематическое представление об истории африканских народов и государств с древнейших времен до настоящего времени, ознакомить студентов с важнейшими процессами и ключевыми проблемами в истории Африки, определить основные черты и цивилизационные особенности африканских народов и государств.

Цели и задачи дисциплины: заключается в изучении и осмыслении фактов и событий средневековой истории России, охватывающей период с эпохи Палеолита до середины ХIII в. Студентам предстоит выяснить процесс становления человеческого общества, формирование культур и этносов, взаимосвязи социальной, экономической, политической и духовной сфер жизни  людей начального периода русского государства, понять и осмыслить факторы, влиявшие на его развитие, увидеть причины формирования государств, роль религиозного сознания,  выявить общее и особенное в становлении российской цивилизации

Цель дисциплины -  дать представление об истории латиноамериканских народов и государств с древнейших времен до начала ХХ века, ознакомить студентов с важнейшими процессами и ключевыми проблемами в истории Латинской Америки, определить основные черты и цивилизационные особенности латиноамериканских народов и государств.


Цель дисциплины -  дать представление об истории латиноамериканских народов и государств в новейшее время, ознакомить студентов с важнейшими процессами и ключевыми проблемами в истории Латинской Америки, определить основные черты и цивилизационные особенности латиноамериканских народов и государств.


. Цели и задачи дисциплины: Изучение курса дает возможность увидеть всю сложность и многообразие взаимосвязей общественного сознания и исторической действительности, проследить становление и развитие российского национального самосознания. Обращение к истории общественно-политической мысли, т.е. индивидуализированному и отрефлексированному уровню общественного сознания позволит выявить его влияние на эволюцию социальных и политических структур российского общества ХIХ в., на изменение русской ментальности. С другой стороны, ее изучение поможет лучше представить процесс складывания индивидуального сознания, самостоятельной творческой личности, стремящейся к осмыслению российской действительности и создающей различные теоретические модели ее развития.

Изучение курса дает возможность осознать связь времен и поколений, определить их вклад в духовное развитие России, проследить становление и эволюцию стержневых идей русской общественной мысли. Особое внимание уделено консервативному, либеральному и революционному направлениям духовной жизни русского общества переломного периода второй половины XIX - начала ХX в., когда потребности развития страны предопределили складывание теоретически зрелых и оригинальных течений общественной мысли.


Цель курса: опираясь на общие знания студентов, полученные при изучении общего курса истории России и спецкурса по истории религий в России (с древнейших времен до ХIХ вв.), путем организации аудиторной и  самостоятельной работ по курсу «История религий в  России (ХХ в.)», сформировать знания студентов об эволюции религий в России в ХХ в.

Курс «История религий в России (ХX в.)» призван решить несколько важных задач. В условиях гуманитаризации высшей школы он должен помочь студентам: понять и уметь объяснять основы теории религий в синтезе философского, социологического и психологического рассмотрения объекта; познакомиться со сложной конфессиональной структурой современного российского общества; уметь анализировать особенности складывания и развития основных направлений религиозной философии и их конфессий, а также надконфессиональной синкретической философии – теософии, антропософии, Агни Йоги, Интегральной Йоги; увидеть те факторы, которые в новейший период истории определяли  развитие религий в России, и их влияние на политическое и экономическое развитие страны, становление и развитие социальной структуры российского общества, динамику взаимоотношений власти и общества, национальную политику государства и др.

Мы надеемся помочь студенту уяснить как логику, так и диалектику исторического процесса, сформировать целостное представление о конфессиональном своеобразии России на фоне других цивилизаций.

Уверены, что полученные знания и практика историко-познавательной деятельности в ходе самостоятельной работы расширят общий кругозор, повысят интеллектуальное развитие и сформируют у студентов умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

 


Курс Истории России направлен на обучение студента умению овладеть историческим материалом, систематизировать его, выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее. Знание истории своей родины формирует гражданские позиции, вырабатывает чувство национального достоинства, помогает раскрыть нравственные качества человека, историки национальной культуры и многое другое. 

Дисциплина "Источниковедение: методика исследования" относится к базовой части блока 1 учебного плана. Лекционный курс и семинары проводятся в третьем семестре для студентов-историков, обучающихся в бакалавриате по направлению 46.03.01. - ИСТОРИЯ. История России в новое и новейшее время. Трудоемкость курса 160 часов: лекции - 20 час., семинары - 40 час., самостоятельная работа студентов 100 час. Цель и задачи дисциплины: закрепление знаний студентов по теоретико-методологическим проблемам источниковедения; овладение студентами методикой решения различных  проблем изучения исторических источников (идентификация текста и его автора, хронологическая и пространственная локализация источника, установление подлинности или подделки, выяснение генетических связей источников и др.); приобретение будущими историками практических навыков аксиологического подхода к исторической информации источников (ее анализ и синтез, установление ее количества и качества), определение научно-познавательного потенциала источника.

Дисциплина «Компьютерные технологии в исторической науке» относится к базовой части блока 1 учебного плана.

Целью данного курса является подготовка современного специалиста-историка, владеющего базовыми знаниями, умениями и навыками по применению новейших интернет-технологий в исторической науке и образовании. Для достижения этой цели в процессе изучения курса необходимо решить несколько образовательных задач: ознакомиться с существующими возможностями интернет-технологий; соотнести эти возможности с основными элементами работы историка-исследователя и историка-преподавателя; понять, как такие элементы могут быть выполнены при помощи новейших технологий; закрепить достигнутое понимание на уровне умений и навыков во время практических занятий.

Таким образом, кроме главной цели данный курс имеет еще одну – содействие формированию профессионализма историка через повторение материала, полученного в рамках изучения других курсов, таких, как «Введение в специальность», «Источниковедение» и др.: выполняя практические задания за компьютером, студенты неизбежно должны будут вспомнить и закрепить полученные навыки работы историка-исследователя.

В рамках курса рассматриваются история возникновения и современное устройство глобальной информационной сети Интернет; основные службы и сервисы интернет анализируются с точки зрения их применимости на различных этапах работы историка; рассматривается имеющийся опыт профессионального сообщества историков по освоению и применению новых информационных технологий.

Количество часов необходимое для освоения курса (согласно учебному плану).- 72

Язык курса - русский


В рамках данного курса раскрывается характер контактов народов России со странами Азии, Африки и Латинской Америки; рассматривается  процесс воздействия этого фактора на общественное сознание населения России, выявляется структура  этноисторического образа  и  стереотипов восприятия  народов изучаемых стран в России. Ставится задача помочь студентам овладеть методологией изучения проблемы, применяя сравнительно-исторический метод (компаративистики), принцип историзма и системный подход.

Особое внимание уделено работе с источниками, позволяющими проследить эволюцию от "узнавания" новых стран и народов к взаимному стремлению наладить торговые и культурные контакты на государственном уровне.

Содержание курса  включает в себя проблемы имагологии (создания имиджа (образа) различных народов, формирования стереотипов: положительных и отрицательных), изучение разновидностей жанра наблюдений путешественников (хождения, статейные списки и др.), актовых документов, нарративных источников (эпистолярные, пресса) и степень их информативности.

В рамках курса  освещаются следующие проблемы: Русь и ее связи с Византийской цивилизацией, готские и византийские историки о славянах и Древней Руси, ее культуре и  обо всем комплексе славянской цивилизации; арабский мир и его контакты со славянами  в (Ибн Фадлан, Ибн Хродадбех, Ибн Дасте и др.); деятельность Русской православной церкви на Востоке; исламские связи России с азиатским миром, "имидж" России в мусульманских странах; связи России с африканскими странами и народами  -миссионерские и военные экспедиции в регионы Африки, Южной Америки.


Дисциплина  Методика исторического исследования относится к базовой части блока 1 учебного плана.

Цель курса - сформировать глубокие и разносторонние представления об основных проблемах методологии истории, о наиболее актуальных теоретических тенденциях современной историографии; научить применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности по окончании учебного заведения, в исследовательской и аналитической работе, в преподавании истории в средней общеобразовательной школе.


Цель - освоение студентами и применение на практике основ учебной и научно-исследовательской работы.

Задачи:          изучение правил написания типовых научных и учебных работ; обязательное выполнение ряда практических заданий, закрепляющих определенные навыки; обсуждение результатов выполнения заданий и выводов в группе на семинарах.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные принципы учебной работы;
  • основные принципы научно-исследовательской работы;
  • требования к написанию основных видов научных и учебных работ;
  • этапы научно-исследовательской работы;
  • основные профильные источники и литературу.

Уметь:

        грамотно воспроизводить письменно каждый изучавшийся в курсе вид научной и учебной работы;

        исследовать отечественные и зарубежные источники для пополнения имеющейся информации по проблематике научно-исследовательской работы;

        разбираться в научных взглядах  по дисциплине;

        разбираться в этапах научно-исследовательской работы;

        использовать полученные знания для успешной организации своей последующей профессиональной деятельности;

        уважительно относиться к работам предшественников, корректно использовать имеющуюся информацию.

Владеть:

-          приемами научной ориентации по данному курсу в условиях множественности информации, существования вненаучного и антинаучного знания;

        навыками и инструментами поиска информации в области предложенного курса и использования полученных знаний в профессиональной деятельности;

        приёмами практикума в области изучаемого предмета с основами применения компьютерной техники и информационных технологий;

        приёмами ведения дискуссий и методами убеждения с точки зрения анализа тем изучаемой дисциплины.



Дисциплина читается в пятом семестре для обучающихся бакалавриата направления 46.03.01  ИСТОРИЯ. Профиль: История России в новое и новейшее время.

Трудоемкость курса: лекций – 18 часов, семинаров – 18 часов (всего  36 часов).

Место дисциплины в структуре ООП: Базовая часть, обязательная дисциплина.

Целью дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студента к прохождению педагогической практики, а также для преподавания истории в средней общеобразовательной школе в постдипломный период.


Россия вызывает обострённый интерес и дискуссии в мире. Содержание курса показывает, как создавались и создаются образы России исторической и современной, каким правилам подчиняется вообще создание образа, что такое этнические стереотипы, как и почему они возникают, как порождают ксенофобию и как, наоборот, могут помочь в её преодолении.

В содержании курса раскрываются качественные изменения в экономическом, политическом, социальном, культурном развитии России с февраля 1917 по июнь 1941 гг., а также пристальное внимание уделяется этапам ведения Великой Отечественной войны советским народом и значению победы в ней в контексте международной борьбы с фашизмом.



Дисциплина  Методика исторического исследования относится к базовой части блока 1 учебного плана.

Цели и задачи дисциплины: заключаются в изучении и осмыслении фактов и событий истории России, охватывающей период конца XIX – начала ХХ вв. Студентам предстоит выяснить взаимосвязи социальной, экономической, политической и духовной сфер жизни русского общества в условиях модернизации, понять и осмыслить факторы, влиявшие на его развитие, выявить и проанализировать и осмыслить факторы, влиявшие на обострение социально-политических конфликтов и пр. С этой целью им предстоит сравнить историю России с историей западных обществ и, в результате, выявить общее и особенное в развитии российской цивилизации.


Дисциплина читается в пятом или седьмом семестре для обучающихся бакалавриата направления 46.03.01  ИСТОРИЯ. Профиль: История России в новое и новейшее время.

Трудоемкость курса: лекций – 18 часов, семинаров – 36 часов (всего  108 часов).

Место дисциплины в структуре ООП: Базовая часть, выборная дисциплина.

Цель курса: опираясь на общие знания студентов, полученные при изучении общих курсов истории России, общего курса философии, путем организации аудиторной и  самостоятельной работ по курсу «Роль личности в истории», сформировать знания студентов об основных философских, психологических, социологических и др. подходах к интерпретации роли личности в истории, а также о жизни и деятельности великих россиян.


Цель курса заключается в ознакомлении студентов с важнейшими процессами, происходившими в странах Африки после достижения независимости, ключевыми проблемами периода, причинами их возникновения и практикой их решения, в определении основных черт, направлений развития и цивилизационных особенностей африканских народов и государств, их культуры и религии в указанный период.


Курс призван способствовать: ознакомлению студентов с историей возникновения и формирования основных религиозных течений мира, изучению основной литературы по теме, получение навыков научно-исследовательской работы.

Дисциплина Теория и методология истории относится к базовой части блока 1 учебного плана.

Изучение роли и места методологии в историческом исследовании, а также основных подходов к исследованию исторических процессов и явлений. Студенты должны усвоить методологию научного исторического исследования, получить знания об основных методологических подходах в исследовании исторических процессов и явлений. Студент должен не только овладеть знаниями, но и научиться самостоятельно подбирать подходы для решения конкретных исследовательских задач. Студенты должны получить навыки применения основных усвоенных подходов.

Количество часов необходимое для освоения курса (согласно учебному плану) - 108.

Язык курса - русский.


Курс призван ознакомить студентов с предметом этнологии и социальной антропологии, основными понятиями и методами этнологических исследований, современными научными подходами и направлениями, особенностями традиционной культуры народов.

Язык курса - русский.

Количество часов - 144 (4 зачетных единицы).