Курс направлен на формирование у магистрантов целостного представления о генезисе мировой и отечественной философии науки, понимания закономерностей процесса становления и развития основного понятийного содержания эпистемологических теорий, на рассмотрение общих закономерностей развития науки  и овладение методологией современной философии науки.

Задачи изучения дисциплины:

Изучение курса предполагает:

·    понимания методологических и мировоззренческих проблем современной науки;

·    формирование четкого представления о базовом понятийном аппарате философии науки в ее историческом развитии;

·    усвоение магистрантами логики образования  классической, неклассической и постнеклассической традиций научной мысли;

·   рассмотрение основных методологических и научно-исследовательских программ современной эпистемологии;

·    рефлексию науки в контексте глобализационных процессов и кризиса техногенной цивилизации;

·    развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с философскими текстами.

                                           


Цели и задачи дисциплины: закрепить у магистрантов знания о периодической печати  как разновидности информационно-публицистических материалов и одном из средств массовой коммуникации; ознакомить с историей возникновения и развития в России периодики; закрепить знания о методах и приемах источниковедческого анализа отдельных органов периодической печати, воздействовавших на общественное сознание;  развить у магистрантов творческие исследовательские способности, сформировать аналитические навыки, отвечающие требованиям подготовки историков-магистров.


В рамках курса  изучается история русской эмиграции. В этом контексте дается обоснование российской постреволюционной эмиграции как целостного социокультурного феномена, анализируется возрастной и гендерный состав русской эмиграции разных волн, его соотношение с профессиональным, образовательным и социальным составом данных групп эмиграции. Представлена характеристика процессов политической, социально-экономической, правовой и социокультурной адаптации русской эмиграции, механизмов институционализации диаспоры и способов ее интеграции в инокультурное общество. Дается оценка вклада эмиграции в сохранение русского культурного и духовного наследия за рубежом. Основные задачи курса заключаются в повышении теоретического уровня подготовки студентов, в ознакомлении с основными направлениями общественно-политической мысли русского зарубежья, в совершенствовании навыков работы с историческими источниками, и, в итоге, в развитии их творческих исследовательских способностей, формировании аналитических навыков.


Обоснование содержания, целей и задач курса. Характеристика основной учебной и научной литературы.

   Место исторической науки в системе общественных наук. Историческая наука и современность. Проблема актуальности исторических исследований.        Полисемантический характер термина «историография».

   Объект, предмет, задачи и специфика функций историографии.

   Основные этапы в процессе накопления исторических знаний, критерий периодизации истории исторической науки.


1. Course description and goals

The aim of this directed reading course is to provide an intellectual challenge to students by engaging with major theories, concepts and issues in security studies. The course provides an introduction and overview to key theoretical, empirical and policy issues in Human Rights and International Security debates and examines the changing nature of security in a post-Cold war and post-September 11th context. The module provides a basis for further post-graduate studies in international relations and security studies or for careers in governments, international organizations, NGOs and the media.

This course will be taught as a workshop. After an introduction of key concepts and approaches in security studies, students will present papers examining normative, empirical and policy dimensions of specific security issues. Workshop participants will work together in a constructive and positive manner to reach a consensus on a series of student-led policy proposals. The final goal is for each student write a superior paper, which may form the foundations of a graduate-level publication.

 

2. The place of the discipline in the General Subject structure:

The course belongs to the humanities, social cycle. The completion of this course is a prerequisite for the discipline . There are no prerequisite for this course.

 

3.Competences development requirements:

By the end of the course students will acquire or enhance the following skills:

- will be able to work with theoretical knowledge at the forefront of their discipline;

- will be aware of the ethical dimensions of the scholarly work done in their discipline in general as well as of their own work in particular;

- will have a comprehensive understanding of methods and methodologies in their discipline;

- will be able to undertake analysis of complex, incomplete or contradictory areas of knowledge;

- will have a level of conceptual understanding that will allow them to critically evaluate research, advanced scholarship and methodologies and argue alternative approaches;

- will be reflective and self-critical in their research work;

- will be able to engage in academic and professional communication orally and in writing;

- will have independent learning ability required for continuing professional study.


Основной целью курса является изучение политических процессов в странах Африки для формирования у студентов-политологов представления об основных тенденциях и ключевых моментах политического развития стран Африки.

«Независимые государства Африки», весьма разнородные с точки зрения уровня и характера экономического развития, этнического состава населения, существующих политических традиций, отсюда и отличия политических систем.

Поэтому одной из задач курса является характеристика самой этой системы, проявления в процессе ее развития и распада общих (присущих всем имперским образованиям) и специфических черт. Другая основная задача, которая ставится в рамках курса – сравнение политических процессов, происходящих в странах Африки после распада колониальной системы.

Курс «политические процессы в странах Африки», предназначен для студентов политологических специальностей.


Цель курса заключается в изучении исторических традиций, общих закономерностей и особенностей формирования политических партий и движений в России, в  осуществлении системного  анализа идеологии и политической практики российского консерватизма, радикализма и либерализма как целого, так и отдельных его компонентов в лице политических партий России. в этой связи анализируются различные  модели модернизации России, предлагавшиеся политическими партиями  на различных  исторических этапах их существования.

Язык курса - русский.

Цели и задачи дисциплины заключаются в изучении и осмыслении фактов и событий истории России, внешней политики и международного положения страны. Студентам предстоит выяснить и осмыслить факторы, влияющие на международное положении современной России, проследить взаимосвязь экономического, политического, духовного развития страны на ее роль и место на международной арене в конце XX-начале XXI века. Обращение к истории внешней политики России позволит представить процесс развития российского государства, проследить эволюцию геополитических устремлений России. Изучение курса дает возможность увидеть всю сложность и многообразие дипломатических взаимоотношений России с государствами Европы, Азии, Америки и Африки, проследить смену внешнеполитических ориентиров в связи с изменением во внутриполитической жизни страны.


Цели и задачи дисциплины заключаются в изучении и осмыслении фактов и событий истории России, внешней политики и международного положения страны. Студентам предстоит выяснить и осмыслить факторы, влияющие на международное положении современной России, проследить взаимосвязь экономического, политического, духовного развития страны на ее роль и место на международной арене в конце XX-начале XXI века. Обращение к истории внешней политики России позволит представить процесс развития российского государства, проследить эволюцию геополитических устремлений России. Изучение курса дает возможность увидеть всю сложность и многообразие дипломатических взаимоотношений России с государствами Европы, Азии, Америки и Африки, проследить смену внешнеполитических ориентиров в связи с изменением во внутриполитической жизни страны.


Целью дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студента к прохождению педагогической практики, а также для преподавания истории в ВУЗе после окончания обучения в Университете.

Задачами дисциплины является знакомство студентов с  историей развития отечественной методики преподавания истории в Высшей школе и актуальными проблемами исторического образования, освоение современных  методик и приемов организации образовательного процесса на лекциях и семинарах.


Курс ведут: Профессора Арсланов Р.А. и Мосейкина М.Н.

Цели и задачи курса заключаются в обнаружении связи исторической науки с современностью, в анализе влияния исторического прошлого на характер современных политических, социальных, экономических, демографических процессов. Курс дает возможность изучить  современные научные подходы и практики исторических исследований.

Место дисциплины в структуре ООП: Входит в цикл ОПД (базовые дисциплины)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные этапы процесса накопления и развития исторического знания; факторы, влияющие на становление отечественной историографии; основные направления отечественной исторической мысли; современные подходы к изучению исторических процессов, их влияния на процессы современности; владеть навыками анализа современных процессов с учетом их исторического контекста и понимания сущности методологических подходов, развиваемых различными историографическими школами.

Уметь:  использовать историографические знания при освещении как ключевых событий отечественной истории, так и современности; критически воспринимать  концепции различных историографических школ; не только отличать научную трактовку от фальсификации прошлого, но и противостоять различного рода спекулятивным построениям; использовать в исторических исследованиях полученные знания.

 
Владеть: навыками работы с источниками и научной литературой, навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах; навыками анализа современных процессов с учетом их исторического контекста и понимания сущности методологических подходов, развиваемых различными историографическими школами, навыками экспертной и аналитической работы.

 


Цель курса - сформировать знания студентов об эволюции религий в России в ХХ – начале XXI вв.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-5, ОК-11, ОК-16, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-9, ПК-10, ПК-13
Трудоемкость - 3 зач.ед. (54 ауд. ч.)

Основная цель дисциплины – раскрыть разнообразие подходов к изучению и осмыслению прошлого в современном социально-гуманитарном знании и место исторической науки в системе наук о природе, обществе и человеке; существенно расширить диапазон знаний обучающихся в области методо­логии и технологии междисциплинарных подходов.

Основной цель дисциплины – дать магистрантам комплексное представление о причинах, типах и последствиях современных конфликтов как внутри отдельных стран, так и между различными государствами, и их специфике, связанной с неоднородным этническим и конфессиональным составом населения, в контексте современной политической ситуации на уровне регионов и мира в целом.

Курс направлен на всестороннее изучение проекта альтернативной модели межгосударственной интеграции на евразийском пространстве в условиях глобализации, обозначение, понимание и характеристику роли России в процессе реализации данного проекта и её места в современной системе международных отношений в целом.  

Язык курса - русский.  

Цели и задачи дисциплины: усвоение социальной истории российского предпринимательства. Выявление основных особенностей отечественного предпринимательства: социальных, экономических, политических, культурных, социально-психологических. Изучение «картины мира» и деловой культуры российских предпринимателей.

Курс направлен на формирование представления о психологических аспектах и проблемах, связанных со структурными компонентами массовой коммуникации; о специфике структуры и функционирования массового сознания как неотъемлемого элемента общественной жизни. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с современными способами социально-психологического управления массовыми коммуникативными процессами.

Язык курса - русский.