Целью освоения дисциплины «Немецкий романтизм» является получение знаний в области истории искусства в контексте  развития мировой культуры, характеризующих этапы формирования компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Изучение дисциплины «Немецкий романтизм» познакомит студентов с современными подходами к осмыслению романтизма в культуре на примере Германии от начала XIX века до сегодняшнего дня:

- понимание соотношения между системами ценностей, представлений и между культурными смыслами, ценностными значениями.

- позицию критической рефлексии к культурным феноменам, связанным с немецким романтизмом.

- умение подготовки теоретической базы проектов по этой теме для комплексного развития социума и культуры. 

Культура повседневности - отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах.

Объектом курса является культура повседневности во всем своем многообразии проявлений.

Предмет курса составляет совокупность обыденных культурных явлений и процессов, объединяемых понятием “культуры повседневности”, а значит, повторяющихся в относительно неизменном виде на протяжении жизни нескольких поколений и составляющих в совокупности определенную традицию мышления и поведения человеческих общностей, коллективов, масс. Несмотря на относительную консервативность и неизменность, культура повседневности имеет свою историю, поскольку соответствующие ментальные структуры, хотя и очень медленно, но исторически изменяются от одной культурной эпохи к другой.


Цели и задачи курса: познакомить слушателей с такой специфической сферой профессиональной деятельности как кураторство, дать понимание роли и значения куратора в современной институциональной структуре, развить организационные навыки. 

Основной акцент делается на практические занятия, поскольку и само кураторство – отрасль сугубо практическая. Лекционная часть дает общее представление об истории появления фигуры куратора как одного из основных персонажей художественной сцены, о перспективах развития этого направления профессиональной деятельности искусствоведа, историка и теоретика культуры. Рассматривается формирование и упрочение в качестве важного элемента культурной жизни феномена временных выставок. Дается обзор современной институциональной структуры и некоторых специфических кураторских стратегий. На семинарах обсуждаются проходящие в Москве и за ее пределами выставки, на групповых консультациях – предложенные студентами идеи выставочных проектов. Кроме того, в рамках курса предполагаются встречи с известными кураторами и современными художниками, знакомящие аудиторию с актуальными художественными практиками.


Курс «Коллекционирование: основные подходы» рассматривает феномен коллекции, ее бытование и вовлеченность в художественную систему. Среди тем, изучению которых посвящен этот курс – частная коллекция и личность коллекционера, особенности формирования частной коллекции и ее судьба, в том числе – в истории России и западноевропейских стран, политика формирования музейной и корпоративных коллекций: концепции, особенности, основные характеристики. Это не только обращение к конкретным примерам и практикам из истории коллекционирования в России и за рубежом, но и философский и культурологический взгляд на феномен коллекционирования. В современном мире в связи с все возрастающей ролью арт-рынка, коллекция меняет свое значение. Инвестиционная привлекательность  и рентабельность инвестиций в предметы антиквариата и произведения искусства порождает новый вид коллекции, формирует ее новые функции, новые цели и задачи. Курс «Коллекционирование: основные подходы» предназначен для студентов  бакалавров отделения «Искусства и гуманитарные науки» и предполагает как лекционные и семинарские занятия, так и встречи с арт-дилерами, коллекционерами и музейными хранителями.

Цель курса – изучение музыкальной культуры к.19 – н.20 вв. посредством последовательного  рассмотрения истории развития жанров и формы в социокультурном контексте эпохи; формирование навыков анализа музыкального материала, а также способности легко ориентироваться в музыкальном наследии и умения проводить  взаимосвязи между музыкальной традицией и современными музыкальными тенденциями.


Цель курса - изучение основных технологий и принципов работы с музыкальным проектом в музыкальном бизнесе. Программа курса включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает рассмотрение продюсерской деятельности, функций продюсера, особенности работы с музыкальным проектом, рассмотрение основных инструментов продюсирования, технологий продвижения, специфики продюсирования музыкальной группы. Практическая часть посвящена опыту выведения модели эффективного продюсирования музыкальной группы на основе изучения теории и практики зарубежного продюсирования, а также рассмотрения проблем продюсирования в России. Важно, что данная модель позволяет самостоятельно анализировать и выделять трендовые и наиболее эффективные инструменты работы с проектом, опираясь на зарубежный опыт и учитывая существующие недостатки в практике российского продюсирования, предлагать систему работы в тех или иных социокультурных условиях.


 

Курс знакомит студентов с основами маркетинга в мире моды. Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца. ИНДУСТРИЯ МОДЫ (fashion industry) – сектор сферы услуг, занятый формированием у покупателей образа «модной» продукции, ее производством и реализацией. Мода являет собой не только те визуальные образы, которые мы видим на мировых подиумах. Это понятие гораздо шире и объемнее. Мировая индустрия моды – это целый экономический сектор, в который входят компании, нацеленные на выпуск одежды, обуви, аксессуаров, а также фирмы, занимающиеся их сбытом.


 

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса: познакомить студентов с историей культуры и искусства стран Латинской Америки. Задачи курса: представить культуру региона как результат синтеза аборигенных и европейских культур; показать закономерности развития различных видов искусств с древнейших времен до современной эпохи.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: _Дисциплина относится к профессиональному циклу. От студентов требуются начальные знания по истории  визуальных искусств и истории культуры древних и средневековых цивилизаций.

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: историей культуры и искусства стран Латинской Америки.

Уметь: теоретически осмыслить значение взаимодействия европейских и местных начал в процессе развития культуры  латиноамериканского региона. __________________________________________________________________

Владеть: аналитическими способностями, дающими возможность углубленного изучения культурной проблематики.

Количество часов, отведенных на дисциплину - 36

Язык курса - русский


Цель курса – формирование навыков концептуального анализа популярной культуры крупнейших регионов мира на примере феномена мюзикла, синтезирующего в себе черты разнообразных звукомузыкальных и театрально-танцевальных традиций популярной мировой культуры 20-21 вв. Студентов ориентируют в многочисленных направлениях и в культурной политике в сфере театрального шоу-бизнеса, учат самостоятельно разбираться в проблемах организации и менеджмента мюзикла - одного и популярнейших жанров мирового музыкально-театрального искусства. Студенты получат представление о мюзикле как коммерческом искусстве со всеми механизмами, такими как: реклама, система приглашения звёзд, постановщиков, продюсирование и нахождение спонсоров, практика театрально-постановочного предпринимательства.


Цели и задачи дисциплины: познакомить студентов с искусством Испании; представить культуру этой страны как составную часть европейской цивилизации; показать взаимовлияние европейской и арабо-мусульманской цивилизации в процессе становления  культуры страны, а также закономерности развития различных видов искусств.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

-  рассматриваются особенности исторического развития  Испании;

- дается представление о различных феноменах культуры и искусства страны:  литературе, архитектуре, живописи;

-  показана роль великих географических открытий в развитии Испании, Конкиста и ее последствия.

 

 Место дисциплины в структуре ООП: _Дисциплина относится к профессиональному циклу. От студентов требуются начальные знания по истории культуры древних цивилизаций. Эта дисциплина является предшествующей для дисциплин по истории мировой культуры и искусства.


1. Цели и задачи дисциплины:  познакомить студента с  разделом философского знания -  философией культуры (культурфилософией) . Задачи – дать анализ культуры,  ее сущности и значения в жизни человека а общества. Показать развитие культурологической рефлексии и ее место в общем проблемном поле философской мысли.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части учебного плана.  От студентов требуются начальные знания по теории и истории культуры. Данная дисциплина читается на 4-м курсе.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Знать: Историю возникновения и закономерности развития философии культуры.

Уметь: Теоретически осмыслить сущность культуры и ее значение в жизни человека и общества, а также развитие философии культуры как части философского знания.

Владеть: аналитическими способностями, дающими возможность углубленного изучения культурной проблематики.

Количество часов необходимое для освоения курса (согласно учебному плану) - 54

Язык курса - русский

1. Цели и задачи дисциплины. Цель курсапознакомить студентов с живописью стран Латинской Америки, показать ее художественное своеобразие.  представить живопись региона как результат синтеза аборигенных и европейских начал; показать закономерности развития живописи со времен колониальной зависимости народов Латинской Америки до современной эпохи.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

- анализировать живопись Латинской Америки в различные периоды ее развития: колониальная живопись и живопись ХIXXX веков. Особое внимание уделено взаимодействию европейских и местных художественных форм. Отдельно рассматривается творчество художников ХХ века различных художественных направлений.

 2. Место дисциплины в структуре ООП: _Дисциплина относится к профессиональному циклу. От студентов требуются начальные знания по истории  визуальных искусств и истории культуры древних и средневековых цивилизаций.

3. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: Историю возникновения, закономерности развития живописи стран Латинской Америки.

Уметь: теоретически осмыслить значение взаимодействия европейских и местных начал в процесса становления живописи латиноамериканского региона. __________________________________________________________________

Владеть: аналитическими способностями, дающими возможность углубленного изучения культурной проблематики.

__________________________________________________________________

Количество часов, необходимых для усвоения курса - 36

Язык курса - русский


Цели дисциплины:

- воспитание в учащихся представлений о значении языка как инструмента организации любой человеческой деятельности;

- передача знаний о практической роли языка в создании оптимальных форм общественных взаимодействий;

- формирование собственной речи учащихся как средства и способа выражения личности, орудия общения и обучения;


Место дисциплины в структуре ООП: Профессиональный цикл, вариативная часть.

Основной целью курса является ознакомление студентов с культурной составляющей мировых и национальных религий,  являющихся  важной частью мирового культурного наследия. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

-исследуется этическая составляющая феномена религии как социального, культурного и исторического явления;

-  рассматриваются ранние формы религиозных верований;

- анализируется специфика национальных и мировых религий через призму морали:

- определяется место религии в системе отношений человека и окружающего мира;

-  исследуются религиозно-нравственные  ценности через призму современности.


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: Содержание мировых и национальных  религий и их этическую составляющую.

Уметь: Анализировать специфику национальных и мировых религий через призму морали.

Владеть: навыками толерантного отношения к представителям различных религиозных конфессий.

Язык курса: русский


Цель курса - изучение студентами- бакалаврами сложившихся подходов и точек зрения  в области природы гуманитарного знания, проследить  выстраивание принципов современной гуманитарной науки, 
их последовательную реализации, формирование способности критично вглядываться в предшествующий исследовательский опыт, внимательно анализировать исследовательскую традицию, а также - основные  гносеологические традиции в гуманитарном знании. 

Студенты должны осознать, что преодоление постмодернистского кризиса и рождение новой рациональности возможно лишь при условии сохранения основных достижений рационализма Просвещения в качестве интеллектуальной традиции.

Полученные знания должны  сформировать  целостное представление об основных категориях и  методологических принципов гуманитарных наук.

 Задачи курса

В курсе изучаются разработанные человечеством способы познания и освоения окружающего их мира, важнейшим среди которых является наука, и особенно - гуманитарное знание.. В настоящее время , когда повсеместно происходит  ослабление влияния на современную науку классических традиций гуманитарных школ второй половины ХIХ – первой половины ХХ века, изучение данного курса особенно актуально, поскольку его освоение позволит обеспечить . постижение, сохранение и развитие личностного творческого начала в культуре. Студенты должны будут осознать стратегическое значение общегуманитарных идей для науки.

-  понять место  методологии в системе научных знаний;

– понять сущность категории «метод познания», познакомиться с классификацией методов, освоить разнообразные методы исследования и методологические принципы;

– углубить понимание методологических проблем, возникающих в различных областях социально-гуманитарного знания;

– конкретизировать ранее сложившиеся представления о научном познании, сфокусировав внимание на его методологических аспектах;

– приобрести навыки логического анализа и методологической рефлексии.

Студент должен

знать:

– об основных понятиях логики, методологии, эпистемологии;

– о формах, средствах, методах гуманитарных наук;

– о специфике предметной области в гуманитарных науках;

– о специфике методов социально-гуманитарных наук по сравнению с методами естественных наук;

– о важнейших методологических проблемах и о теоретико-методологических достижениях социальных и гуманитарных наук.

 

Обязан уметь:

– свободно ориентироваться в разнообразных методологических подходах, применять их достижения для решения исследовательских задач;

– методологически корректно составлять программу исследований, осуществлять сбор, обработку и интерпретацию материала, теоретически обосновывать выбор метода исследования, корректировать собственную профессиональную деятельность;

– разрабатывать методы и приёмы для конкретного исследования;

– на высоком профессиональном уровне производить логический анализ теорий, исследовательских программ, текстов, критически оценивать используемую методологию.

 

Обязан владеть:

– логико-методологическим аппаратом гуманитарных наук, в частности, философского познания;

– навыками использования теоретических и прикладных методов гуманитарных наук;

– профессиональными навыками логического анализа и методологической рефлексии. 

  

  Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина входит в вариативную   часть профессионального цикла (Б3), в блок профессиональных дисциплин. Курс читается на 3 курсе на базе знаний предыдущих общекультурных и исторических курсов и является продолжением знакомства со всеми дисциплинами специализации.. Особенно большое значение имеет освоение дисциплины «Музейные технологии» для самостоятельной, творческой   и практической работы студентов.


. Цели и задачи дисциплины.

Основной целью  курса является знакомство студентов – гуманитариев с  этапами истории экскурсионного дела в России, основными положениями  экскурсоведения, формирование понятия об основополагающих направлениях экскурсионной  практики,  позиционирование места экскурсий как в   научном, образовательном, так и общепросветительном процессе.

Для реализации поставленных целей  в процессе преподавания курса  решаются следующие задачи:

- рассматриваются основные этапы становления  отечественного экскурсионного дела;

 -формулируется и анализируется  представление об экскурсии как о культурном феномене,

- дается представление  о профессиональной деятельности, связанной с организацией и реализацией экскурсионных маршрутов - формируются  специальные знания  и  навыки экскурсовода


Курс "История мирового кинематографа" основан на закономерностях мирового процесса киноискусства.Рассматриваются основные периоды, жанры,направления и лучшие режиссёры.

Цель курса - сформировать у студентов знания о закономерностях и основных тенденциях развития важнейшего "искусства кино" от момента его возникновения до наших дней.

Курс истории мирового кино необходим для расширения общего кругозора и понимания  проблем кинематографа в историческом контексте. Важно знать все основные этапы истории мирового кино, особенности развития той или иной кинематографии, а также ведущих мастеров.

   


В курсе рассматриваются особенности современного  гуманитарного знания и наиболее известные теоретические школы и направления 20-го века: психоанализ, структурализм, постструктурализм, гендерные исследования и др.  

 Место дисциплины в структуре ООП: _Дисциплина относится к базовому циклу. От студентов требуются начальные знания по гуманитарным дисциплинам. Эта дисциплина является предшествующей для теории культуры, философии,КСЕ, социологии. 


Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Это все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.

 Знание законов РФ важно для бакалавров направления «Искусства и гуманитарные науки». Арт-менеджеры повсеместно соприкасаются с нормативно-правовыми актами в сфере искусства и культуры. Авторское право призвано поддерживать экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности и в целом способствовать развитию творчества. Для этого авторам и их правопреемникам предоставляются исключительные права на использование произведений. В то же время авторское право отражает баланс коммерческих интересов правообладателей и интересов общества на свободное культурное развитие, доступ к информации и знаниям. По истечении определенного периода времени охраняемые законом произведения становятся общественным достоянием и составляют неотъемлемую часть национального культурного наследия.

   Целью курса является приобретение студентами знаний в широкой области интеллектуальной деятельности с дальнейшим применением правовых знаний в культуре и искусстве. Студенты изучают основы правого регулирования отношений - научных, литературных и художественных произведений; формируются специальные знания в области регулирования охраны результатов интеллектуальной собственности.

 

В результате освоения лекционного материала студенты должны:

 

 знать

- международные нормативные документы, договоры, соглашения и конвенции по охране интеллектуальной собственности; знать способы  оформления рукописей произведений на депонирование и регистрацию в РАО

- знать  навыки работы с нормативно-правовыми актами в сфере интеллектуальной собственности, научной литературой и аналитическими материалами

уметь

- использовать полученные знания на практике

- уметь грамотно и компетентно выявлять нарушение авторских прав

-уметь и развивать ряд практических навыков, позволяющих студентам впоследствии принимать высокоэффективные правовые решения

 владеть

-навыками работы с нормативно-правовыми актами в сфере интеллектуальной собственности, научной литературой и аналитическими материалами.

 

профессиональный цикл, курс по выбору

язык курса-русский


Целями обучения курса "Лаборатория современной фотографии" является формирование представления о фотографии и ее месте в системе искусства, об ее основных функциях в современном мире; ознакомление с новыми техническими возможностями фотографии; рассмотрение характерных особенностей фотографического образа; а также выработка навыков самостоятельного создания и анализа фотографического образа.

 

Основными задачами изучения дисциплины являются:

формирование представления фотографии как искусстве и основных направлениях ее развития; изучение истоков ее создания; анализ влияния политэкономических, национальных и культурно-исторических факторов на изменение функции фотографического изображения; ознакомление с основными техниками создания фотографического изображения; изучение и оценка опыта известных фотографов.


Цель куса "История и теория визуальных искусств: основы современного искусства" – представить основные направления, развиваемые в современном искусстве, проследить эволюцию современного художественного мышления, выработать у студентов навыки самостоятельного анализа процессов, происходящих в пластических искусствах последних десятилетий. Хронологические рамки курса: 1945 – начало 2000, т.е. период, традиционно понимаемый как «история современного искусства (contemporary art history)» в международной традиции, с момента окончания II мировой войны до наших дней. В этот период возникают новые жанры и виды искусства, ставящие под вопрос его традиционные формы, существенно размыкающие его рамки, утверждающие новые формально-языковые приемы; совершается важный переход от модернистского к постмодернистскому сознанию. В центре внимания курса – такие направления, как минимализм, концептуализм, трансавангард; такие новые виды искусства, как перформанс, хэппенинг, инсталляция, паблик-арт, арте повера, лэнд-арт, видео- и медиа-арт. С развитием фотографии, кино, телевидения и цифровых технологий искусство приобретает все новые и новые выразительные возможности и средства, а в процессе становления информационного, «медиатизированного» общества – темы и объекты исследования. В рамках современных визуально-пластических искусств художники апеллируют к все более широкой аудитории, заимствуя зачастую различные ходы и тактики «массовой», «поставленной на поток», «низкой» культуры.


        Курс относится к базовой части учебного плана направления "Искусства и гуманитарные науки"

   В курсе рассматриваются следующие культуры, сыгравшие значительную роль в становлении современной цивилизации: китайская, индийская, арабо-мусульманская, античная (греко-римская), средневековая европейская. Дается периодизация исторического развития этих цивилизаций, особенности рассматриваемых культур, такие, как ислам, конфуцианство, даосизм, индуизм и буддизм, а также влияние зародившегося на Востоке христианства на западный мир. Показаны закономерности смены культур в Европе. Отдельно рассматриваются два процесса, порожденных кризисом средневековой цивилизации – Возрождение и Реформация.

   Для освоения курса  требуются начальные знания по истории  древних цивилизаций.

   На курс отводится 36 часов по учебному плану.

    Язык курса - русский    

Место дисциплины в структуре ОП ВО: Дисциплина История мировых цивилизаций: новое и новейшее время относится к вариативной части блока 2 учебного плана (Б.1.В.16).

Дисциплина предназначена для формирования у студентов комплексного представления о периодах новой и новейшей истории человечества как совокупности уникальных цивилизаций, взаимодействие которых в глобальном масштабе определяет динамику развития всемирно-исторического процесса. Рассматривается процесс эволюции мировых цивилизаций в рамках общих тенденций динамики всемирно-исторического процесса в новое и новейшее время, выявляются и раскрываются специфические особенности мировых цивилизаций Востока и Запада и факторы, определяющие динамику их развития.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Ø  Общие закономерности и специфические особенности развития мировых цивилизаций в новое и новейшее время;

Ø  Основные события в истории мировых цивилизаций Востока и Запада, оказавшие влияние на их развитие;

Ø  Основные понятия политической, социально-экономической и культурной жизни мировых цивилизаций Востока и Запада.

Уметь:

Ø  Выделять этапы в развитии мировых цивилизаций Востока и Запада;

Ø  Определять причинно-следственные связи основных событий в истории мировых цивилизаций Востока и Запада;

Ø  Сопоставлять специфику развития мировых цивилизаций Востока и Запада для определения их характеристики и статуса в глобальной иерархии. 

Владеть:

Ø  Навыками анализа всемирно-исторического процесса, определения причинно-следственных связей и факторов, определяющих динамику этого развития;

Ø  Методикой оценки и характеристики событий, фактов, явлений и процессов мировой истории;

Ø  Методами исторического исследования, анализа источников и литературы по истории мировых цивилизаций нового и новейшего времени.

Для освоения курса необходимо 108 часов (3 зачётные единицы). Из них 72 часа - лекционные занятия и 36 часов - самостоятельная работа.


Язык курса - русский.


Курс знакомит студентов с историей и культурой древних цивилизаций Центральной и Южной Америки, с  закономерностями становления и развития этих культур.

Курс является выборным, на него отводится 36 часов.

 Основной целью  курса является знакомство студентов – гуманитариев с  основными музейными технологиями, которые применяются в музейной деятельности в настоящее время и являются  основой  для актуальной музейной практики, получение студентом теоретических знаний и освоение практических навыков, связанных с проектированием музейных экспозиций.

 

 Для реализации поставленных целей  в процессе преподавания курса  решаются следующие задачи:

- рассматриваются основополагающие  музейные технологии;

 - анализируются основные  понятия,   используемые  в реализации музейных технологий;

              – знакомство  студентов с видами работ экспозиционного проектирования, методами экспонирования музейных предметов, историей формирования и бытования экспозиционных методов.

Требования к уровню освоения курса

Студент должен знать:

· основные этапы формирования и развития экспозиционной мысли;

· основные методы проектирования музейной экспозиции и состав про-

ектной документации;

· 

Данный курс осуществляет формирование профессиональной  компетенции в области культурного наследия и памятниковедения.  Ориентация в данной области необходима для специалистов всех областей культуры для адекватного решения функциональных задач разных направлений, поскольку все актуальные задачи и перспективные планы должны  учитывать комплекс хранящихся в социокультурной памяти человечества объектов артефактов, идей, достижений. Знания в данной области повысят общий уровень  будущих  культурологов и искусствоведов, будут способствовать  наиболее эффективному проектированию  музейной и культурной политики и принятию  корректных как профессиональных, так и  управленческих решений на  разных участках и направлениях музейной практики. В настоящее время передела территорий, в том числе заповедных,  ослабления государственного контроля за сохранением культурного наследия,  а также массового строительства новых объектов  и руинизации  старых,  некоторые из которых представляют несомненную общегосударственную национальную ценность,     адекватность  решений и действий, совершаемых специалистами  в социально-культурной и культурно-управленческой сферах является  особенно актуальной.   

 


Основной целью курса является знакомство студентов – гуманитариев с  этапами истории музейного дела, с основными положениями  музееведения как науки, а также формирование понятия об основополагающих направлениях музейной практики.

 Для реализации поставленных целей  в процессе преподавания курса  решаются следующие задачи:

- рассматриваются основные этапы отечественного музейного дела;

 -формулируется и анализируется понятие  о музее  как   социокультурном   институте, осуществляющем трансляцию  социокультурного  опыта,  реализующем экскурсионную и выставочную деятельность.