Академический английский для научных целей

Курс "Безопасность жизнедеятельности" предназначен для студентов следующих направлений: 032700.62 «Филология», 031300.62 «Журналистика», 035700.62 «Лингвистика», 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», 030300.62 «Психология».


Курс «История русской литературы второй половины ХХ в.» предназначен для ознакомления студентов с основными периодами развития русской второй поливы ХХ в. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия явлений выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понимать и оценивать развитие литературного процесса в целом, определять особенности развития национальной литературы. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач:  выработка у студентов навыков самостоятельного  практического анализа литературного произведения.

Основной целью курса является раскрытие важнейших закономерностей и тенденций развития русской литературы второй половины ХХ века, усвоение проблематики и художественного своеобразия виднейших представителей литературы этого периода на материале вершинных произведений прозы, поэзии и драматургии.

            Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

            - анализ творческого своеобразия наиболее ярких художников слова;

            - анализ наиболее ярких произведений прозы, поэзии и драматургии:

            -усвоение представлений о характерных тенденциях проблематики, стиля и жанров рассматриваемого периода.


Цели и задачи дисциплины:

Курс «История русской литературы ХХ века» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития русской литературы ХХ века. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм, из множества произведений художественной литературы, относящихся к этому периоду, выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понять процесс развития русской литературы указанной эпохи всего различных ракурсах. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения.


Курс «История русской литературы ХХ века» предназначен для ознакомления студентов с основными этапами развития русской литературы 20 – 30-х годов ХХ века. Основной целью курса является приобретение студентами базовых знаний в этой области. Из всего многообразия культурологических, эстетико-философских и литературоведческих парадигм, из множества произведений художественной литературы, относящихся к этому периоду, выделяется наиболее значимый материал, освоение которого позволяет понять процесс развития русской литературы указанной эпохи всего различных ракурсах. Помимо информационно-когнитивной составляющей курса, важной его частью является решение практических задач: выработка у студентов навыков самостоятельного практического анализа литературного произведения

«Культурология» - одна из важнейших дисциплин, составляющих основу гуманитарного образования. Настоящий курс позволяет студентам овладеть знаниями, которые обеспечат возможность ориентации в общекультурном процессе, а также будут необходимы для эффективной работы с представителями различных культурных традиций.

Основными объектами изучения предлагаемого курса являются теоретические подходы к изучению культуры, предложенные отечественными и зарубежными учеными; типология культуры, ее виды и формы. В качестве предмета курса рассматриваются история мировой художественной культуры; базовые характеристики, основные понятия и категории культуры; морфология культуры,  культурная семантика и семиотика культуры, культурная и социальная антропология.

В использовании понятий, эстетических, идейно-художественных, культурологических и иных определений, составитель программы придерживался научной терминологии, принятой в российской и зарубежной науке.

Цели курса:

- научить студентов ориентироваться  в новом культурном пространстве, обозначить путь междисциплинарных исследований в области предметного научного поля данной специальности;

- дать студентам представление о культурологии как науке, синтезирующей все представления о человеке и обществе и изучающей культуру как специфическую модель человеческого бытия;

- расширить кругозор студентов, повысить уровень их  культурной компетентности;


1.Цели и задачи дисциплины:

Цель: Изучение фактов, закономерностей и механизмов психической деятельности специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллектив сотрудников исправительных учреждений) и их деятельности.

Пенитенциарная психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

.

Задачи:

1) сформировать у студентов систему основных понятий пенитенциарной психологии, ознакомить с навыками анализа психических закономерностей в сфере правового регулирования людей, осмысления сущности пенитенциарной деятельности;

2) сформировать у студентов систему знаний об условиях отбывания уголов­ного наказания в местах лишения свободы, а также деятельнос­ти сотрудников пенитенциарных учреждений по исполнению уголовных наказаний;

3) раскрыть основные тенденции развития пенитенциарной психологии на современном этапе;

4) сформировать представление о психологических закономерностях различных видов пенитенциарной деятельности;

5) сформировать знания о психологии осужденных, о социально- психологических явлениях среди осужденных, раскрыть психологические закономерности деятельности исправительных учреждений, систему мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

 


Данный курс является практическим, и его основная цель заключается в формировании у студентов способности и готовности к межкультурной коммуникации, что предполагает развитие умений опосредованного письменного (чтение, письмо) и непосредственного устного (говорение, аудирование) иноязычного общения. Особое значение при достижении данной цели придается умению работать с литературой, поскольку чтение как вид речевой деятельности широко востребовано при решении многих профессиональных задач. Обучение говорению и аудированию ориентировано на выражение и понимание различной информации и разных коммуникативных намерений, характерных для профессионально-деловой сферы деятельности будущих специалистов-филологов, а также для ситуаций социокультурного общения. Данный курс также предполагает развитие у студентов навыков сравнительного анализа близкородственных языков для применения полученных умений в процессе научно-исследовательской деятельности.


Дисциплина «Синтаксис современного русского языка» относится к базовой части образовательной программы для студентов филологического факультета по специальности «Журналистика». Цель курса «Синтаксис» – теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов к использованию верных синтаксических конструкций в профессиональных письменных и устных текстах различного типа, квалифицированное применение теоретического материала в дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Особое внимание обращается на формирование целостного представления о синтаксической системе русского языка, в частности системе сочетаний слов и словосочетаний, а также системе простых предложений в русском языке. Акцентируется внимание на дискуссионных вопросах синтаксиса словосочетания и простого предложения и трудных случаях синтаксического анализа языковых единиц. Дополнительно и на самостоятельное обучение выносится тема «Сложной предложение в русском языке».


Данный курс является предметно-ориентированным. Он составлен в соответствии со стандартом среднего и общего профессионального образовательного уровня. Программа курса “Культура речи” служит основой для специализации обучающихся филологического факультета по специальности «Журналистика», обеспечивает допрофессиональную подготовку учащихся, знакомит с основами профессиональной деятельности будущих журналистов, которые должны уметь излагать свои суждения предельно конкретно, свободно владеть устной и письменной русской речью. Вместе с тем будущий журналист должен научиться отбирать речевые средства с учетом ситуации, избегать тавтологии, многозначности, речевых ошибок.


Стилистика русского языка в соответствии с ООП РУДН является обязательной дисциплиной учебного плана подготовки по направлению «филология».


Цель курса − дать студентам необходимые знания о лингвистической стилистике русского языка.


Задачи курса: 


− познакомить студентов со структурой стилистики, ее основными направлениями, составом функциональных стилей, нормативной стилистикой;


− на примере стилистики русского языка дать слушателям курса представление об универсалиях общей стилистики;


− заложить теоретические представления и базовые практические навыки, позволяющие эффективно использовать стилистические ресурсы русского языка при генерировании текстов, а также атрибутации и переводе.

В результате изучения дисциплины студент должен знать сущность феномена «литературный язык», подсистемы национального языка не входящие в литературный язык, отличие общей нормы от частных, состав и основные лингвистические черты функциональных стилей современного русского литературного языка, базовые понятия стилистики речи; уметь идентифицировать тексты и фрагменты текстов по стилистической и жанровой принадлежности, применять стилистические правила, обязательные для продуцирования текста того или иного стиля; владеть приемами перевода сообщения из одного стилистического регистра в другой; навыками обнаружения типологических черт в стилистических системах разных национальных языков, навыками обнаружения дифференциальных признаков стиля в русском и иных языках, установления наличествующей у единицы стилистической окраски, а также стилистического значения единицы в тексте.  


Для изучения стилистики русского языка студент должен

– владеть необходимыми знаниями базовых курсов «Фонетика русского языка», «Словообразование», «Лексикология», «Морфология», «Синтаксис»;

– уметь работать со словарями русского языка различных типов;

– иметь базовые общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для работы с научной литературой, в том числе навыки конспектирования, реферирования, поиска и анализа научной информации.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу и обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1).

Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории стилистики русского языка , представление о современном состоянии и перспективах развития этой области филологии (ПК-1).

Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2).

Способность использовать полученные знания в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).

Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области стилистики русского языка с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6).

Владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приёмами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7)

Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального представления материалов собственных исследований (ПК-8).

Умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10).

Готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– суть феноменов «национальный язык», «литературный язык», а также подсистем национального языка, находящихся за пределами литературного языка;

– суть понятий «норма» и «кодификация»;

– состав и основные лингвистические черты функциональных стилей современного русского литературного языка;

– базовые понятия генристики (учения о речевых жанрах);

– особый статус разговорной (коллоквиальной) речи и коммуникативные условия, которые её особенности формируют,

– речевые приемы, относимые к компетенции стилистики.

Уметь:

– идентифицировать тексты и фрагменты текстов по стилистической и жанровой принадлежности;

 – применять стилистические правила, обязательные для продуцирования текста данного стиля;

– отличать стилистические приемы от стилистических ошибок.

 

Владеть: указанными в программе общекультурными и профессиональными компетенциями.


Объем дисциплины и виды учебной работы

  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

     

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

 

 

 

Аудиторные занятия (всего)

34

34

 

 

 

В том числе:

-

-

-

-

 

Лекции

17

17

 

 

 

Практические занятия (ПЗ)

 

 

 

 

 

Семинары (С)

17

17

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Из них в интерактивной форме:

4

4

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

38

38

 

 

 

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчетно-графические работы

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

Другие виды самостоятельной работы

38

38

 

 

 

Подготовка докладов

8

8

 

 

 

Анализ научных статей

15

15

 

 

 

Анализ языкового материала

15

15

 

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

итоговый письменный тест

 

 

 

 

Общая трудоемкость                час

72

72

 

 

 

          зач.ед.

2

2

 

 

 

 


Ресурсы личности, обеспечивающие эффективность его
жизнедеятельности, могут быть восполнимыми и невосполнимыми, могут быть
рассмотрены как феномены ментального опыта, органически связанные с
процессами концептуализации (категоризации,
объяснения, интерпретации) происходящего, включая собственные психические
состояния. Личностные психологические, профессиональные и физические ресурсы
представляют собой навыки и способности человека, с другой стороны средовые
ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной,
эмоциональной) в социальной среде со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев.