Курс посвящен изучению вероятностных методов и методов математической статистики.

 

Цели преддипломной практики:

· реализация полученных в процессе обучения теоретических и практических знаний,

· использование профессиональных умений и практических навыков по выполнению самостоятельных научно-исследовательских работ для подготовки выпускной квалификационной работы.

Задачи преддипломной практики:

· закрепление и расширение теоретических и практических знаний, социологических методов проведения исследования и анализа полученных данных;

· получение компетенций самостоятельной работы по сбору, обобщению и обработке социологической информации;

· приобретение опыта решения практических задач, требующих применения профессиональных знаний и умений,

· совершенствование практических навыков работы по избранному профессиональному направлению;

· приобретение навыков социальной коммуникации и профессионального видения социальной реальности;

· анализ материалов для подготовки отчета по практике и написания вкр.


 


1. Цели производственной практики.

Целями производственной ознакомительной практики является приобретение профессионального опыта в рамках социологической деятельности, отработка полученных в ходе обучения навыков, а также сбор, систематизация, обобщение материалов.

2. Задачи производственной практики.

Задачи ознакомительной практики соотносятся с социально-технологическим видом деятельности и задачами профессиональной деятельности студента социологии:

  • поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;
  • идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);
  • разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности.

1. Цели педагогической практики.

Целями педагогической практики является приобретение студентами опыта практической педагогической деятельности, становление профессиональной направленности их личности.

 

2. Задачи педагогической практики:

Задачи педагогической практики соотносятся с видами и задачами профессиональной деятельности:

социально-технологическая деятельность:

˗                 Знать теоретические основы реализации педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

˗                 Уметь самостоятельно использовать полученные знания для решения педагогических задачи и построения благоприятного климата в коллективе.

˗                 Владеть навыками решения творческих задач и создания инновационных образовательных ресурсов при помощи педагогических технологий.


6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики.

В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, компетенции:

‒      Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3: 3.1.-3.6)


Цели и задачи дисциплины: сформировать у студентов целостное представление о методике и технике проведения социологических исследований посредством опросных методов и навыки применения социологического методологического инструментария в практической и профессиональной деятельности.

Задачи: ознакомить студентов с основными методологическими и техническими положениями организации и проведения социологических исследований посредством опросных методов; 2. сформировать у студентов компетентные навыки разработки инструментария в рамках опросных методов;

научить студентов грамотному применению опросных методов, направленных на получение эмпирических данных и решение теоретических и прикладных задач социологического исследования.


Курс знакомит с основными понятиями и методами линейной алгебры и математического анализа с упором на приложения и решение практических задач.

Дисциплина призвана познакомить студентов с основами политической науки и сформировать у них общее представление о политике, ее основных аспектах, проблемах, закономерностях и ее взаимодействии с другими сферами общественной жизни.

Дисциплина «Политология» относится к выборным дисциплинам Блока 1 учебного плана (семестр 1, модуль 3).


 


Целями курса является овладение студентами знаниями об имеющемся спектре баз данных исследований, статистической информации и научных результатов в социальных науках, выработка навыков использования этих баз при проведении вторичного анализа данных в решении собственных исследовательских задач.

Цель учебной дисциплины – изучение истории становления и развития дисциплины, основные концепции, связанные с изучением и развитием социологии медицины, здоровья, клинической социологии и социологии здравоохранения, а также новейшие тенденции развития современной «социологии здоровья», которая изучает здоровье и болезнь в реляционном, институциональном, организационном и сравнительно-историческом аспектах.

Учебные задачи дисциплины – углубленное изучение отраслевой социологии – социологии здоровья, включая классические и современные социологические и методологические подходы к исследованию социальных проблем здоровья, здравоохранения и медицины, социальных групп: медицинских работников, пациентов, социальных процессов и явлений, связанных со здоровьем.

Представления об основных положениях социологии здоровья, включая основные дискуссии по биомедицинской модели, специального медицинского знания, «власти» профессионалов в области здоровья, взаимосвязи между социальной структурой и здоровьем (в том числе класса и гендера). Позволяет изучить социальные факторы, влияющие на здоровье, его понимание и отношение к нему представителей различных социальных групп.

Целью курса является формирование у бакалавров важного элемента профессиональной культуры - представлений о профессиональной коммуникации по линии "заказчик-исполнитель исследований". Эти представления должны включать в себя знания о рынке социологических исследований и его структуре, профессиональных стандартах и нормах, приемах презентации и самопрезентации, приемах оптимизации взаимодействия, основных проблемах. возникающих в отношениях между социологами и заказчиками. 

Курс предназначен для студентов не Экономического факультета РУДН (бакалавриат). В курсе представлены лекционные материалы по основным темам программы. Лекции проводят преподаватели Кафедры Политической экономии Экономического факультета РУДН, специализирующиеся по основным направлениям курса.

Целью курса является ознакомление студентов с классическими и современными теориями общественного мнения, методологией и методикой его изучения, опытом использования общественного мнения в современной жизни общества и практике социального управления.

Место курса в учебном процессе. «Социологические проблемы изучения общественного мнения» является общепрофессиональной дисциплиной.  Базовыми при изучении данного курса являются такие дисциплины как «Философия», «Социология», «Методология и методика прикладного исследования», «Политология».


 Целью учебной дисциплины «Методика научно-исследовательской работы студентов» являются:

- создание и развитие у студентов навыков работы с научной литературой

- создание навыков работы в информационных системах, в т.ч. в ЭБС

- создание и развитие навыков и умений правильного оформления научных работ

- знание требований ГОСТ к оформлению научных работ

 

Учебные задачи дисциплины

Задачами дисциплины являются:

- сформировать представление об особенностях научного познания, научного стиля речи

- формирование и развитие навыков и умений работы с большими объемами информации

- формирование навыков поиска и отбора научной литературы по заданной теме

- изучение требований ГОСТ к оформлению научных работ, в т.ч. курсовых, ВКР

- изучение ключевых функций пакета MS Office, необходимых социологу для написания и правильного оформления научных работ, отчетов, статей

Учебная дисциплина направлена на развитие профессиональной компетентности бакалавров, развития навыков самостоятельного написания научных работ, в том числе курсовых работ и ВКР.


Целью данного курса является овладение основными логическими теориями и понятиями классической логики - логикой высказываний и логикой предикатов, формирование и развитие навыков использования классических дедуктивных теорий в профессиональной работе

Курс читается по выбору

Цель курса:

ознакомление студентов со спецификой и важнейшими особенностями философии как самостоятельной формы мировоззрения, а также детальный анализ базовых теоретических разделов философии на основе их рассмотрения в теоретико-методологическом и в историко-философском аспектах.

Основной целью курса является характеристика пространства базовых концептов теоретической социологии, важнейших понятий, конституирующих проблемное поле классического и современного общественнонаучного дискурса. Курс призван способствовать развитию социологической культуры, расширению профессионального кругозора будущих специалистов-социологов; ориентирован на развитие у слушателей способности к теоретико-социологической рефлексии, эвристических навыков «социологического воображения».

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: Описывается «антиномия Вебера ‑ Дюркгейма», рассматриваемая в содержательном плане как контроверза «субъекта – структуры» («номинализма – реализма», «субъективизма – объективизма», «объяснения – понимания» и т.п.). Описывается ряд других важных образующих интеллектуальный каркас социологической теории категориальных пар (статика – динамика, конфликт – консенсус, традиция – модерн). Развертывается перспектива сравнительного анализа различных концептуальных систем, высвечивающая элементы общего и особенного, сходства и отличия, специфику отдельных теоретических подходов, используемых в их рамках исследовательских приемов и логической аргументации.


Цель курса ‑ овладение исходных положений формирования баз данных в социальных исследованиях (ExcelAccess, СК), знакомство с логикой компьютерного анализа эмпирических данных, получаемых в результате опросов, экспертных оценок, а также дать первичные навыки использования статистических моделей.

Предлагаемый курс является приложением и определенным дополнением в преподавании отдельных предметов, разработанных и читаемых факультетом гуманитарных и социальных наук РУДН, в особенности прикладных дисциплин. В курсе рассматриваются основы и правила формирования баз данных, определяются возможности и ограничения использования прикладных программ в исследованиях. Основное внимание уделяется корректному использованию математического аппарата к индикаторам социальных явлений, не имеющих явно числовую природу. В процессе обучения студентам предоставляется возможность выступить в роли экспертов при определении социальных параметров рассматриваемого явления, дать собственную интерпретацию получаемых результатов и событий.


Целью курса является подробная, углубленная и логически структурированная характеристика качественного подхода в социологии. В курсе рассматривается история становления качественного подхода, его теоретические и методологические основания, анализируется общая стратегия и тактики полевого качественного исследования в сопоставлении с принципами «классического» количественного исследования. Курс является необходимой дисциплиной в системе профессионального социологического образования, структурирующей общий объем знаний студентов по методологии и методике социологических исследований. Курс призван способствовать формированию и развитию методической культуры, расширению профессионального кругозора и эмпирических навыков исследовательской работы специалистов-социологов. Целью курса не является подробное изучение всей проблематики методологии и методики качественного подхода – выделяется наиболее «репрезентативный» материал, освоение которого позволит студентам научиться самостоятельно оценивать и выстраивать оптимальную стратегию социологического исследования.

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для изучения дисциплины студент должен знать:

·      основные направления развития социально-гуманитарного знания;

·      основные этапы развития социологии с точки зрения формирования ключевых «парадигм» социологической науки;

·      базовые исследовательские методы социологической работы, в том числе методы сбора, обработки и анализа социологической информации;

·      основополагающие компоненты программы социологического исследования и правила из разработки;

·      научно-методическое, техническое и информационное обеспечение социологических исследований разного вида (фундаментальных и прикладных, теоретических и эмпирических, точечных и повторных, разведывательных, описательных и аналитических). 

уметь:

·      использовать и сочетать разные теоретико-методологические подходы и исследовательские методы, в том числе методы сбора, обработки и анализа социологической информации;

·      самостоятельно формулировать тематику, обосновывать цели, задачи, предметное поле и методы исследований по актуальной проблематике в профессиональной области и их реализовывать;

·      обрабатывать социальную, демографическую, экономическую и другую релевантную эмпирическую информацию с привлечением широкого круга источников, а также критически оценивать результаты исследований;

·      интерпретировать данные социологических исследований, другую эмпирическую информацию с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории;

·      самостоятельно готовить обзоры, рецензии и аннотации;

·      готовить отчеты, аналитические записки, профессиональные публикации, информационные материалы по результатам исследовательских работ.


В рамках курса ставится цель подробно изучить важнейшие аутентичные источники, составляющие основу творческого наследия Макса Вебера – выдающегося немецкого социолога, оказавшего колоссальное влияние на развитие современной социологической науки. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи: ознакомить слушателей с основными трудами Макса Вебера, доступными на русском языке, а также некоторыми комментариями к ним; рассмотреть цикл статей М. Вебера, посвященных теоретико-методологическим проблемам социально-гуманитарного знания; разобрать основные положения трактата М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», а также ряда работ, посвященных проблематике социологии религии; проанализировать веберовское социологическое исследование города, программные статьи «Политика как призвание и профессия» и «Наука как призвание и профессия», некоторые политические статьи М. Вебера; проанализировать отдельные биографические и историко-социологические статьи о М. Вебере, ознакомить слушателей с некоторыми авторитетными толкованиями веберовских идей, а также веберианской традицией в социологической мысли.

    Цель курса  заключается в приобретении студентами базовых, иначе говоря, начальных (пропедевтических) знаний по этносоциологии. Соответственно целью курса не является исчерпывающее изучение проблематики. Представленные на изучение в курсе темы  выделены из всего массива вопросов политической социологии на основании того, что являются фундаментальными  для дисциплины. Курс предполагает, что  у студентов должно сформироваться базовое представление об основных теориях политической социологии.


Направление подготовки: 39.03.01 Социология

Уровень: бакалавриат

 Язык обучения: русский

 Продолжительность: 1 семестр

Общая трудоемкость курса: 54 часа


Краткая аннотация курса.

Целью курса является ознакомление студентов с азами общей социологии посредством  текста учебника Н. Смелзера «Социология»; дать  представление о социологии как о  дисциплине изучающей процессы, происходящие в обществе; умение анализировать общественные процессы  с помощью теорий классиков социологии.

 


Целью курса является ознакомление студентов с основами социально-психологического знания. Основной вопрос курса - "Что происходит с человеком, когда он попадает в группу?. Так, рассматриваются вопросы социального познания, коммуникации и взаимодействия, в результате чего студент получает все необходимые социально-психологическое компетенции.

Лекции: 36 часов

Семинары: 36 часов

Кредиты: 3

 


В курсе рассматривается специфика социологии образования, как части социологического знания, ее место в современном обществе.  В процессе изучения курса предполагается раскрыть роль образования как социального института, проследить этапы становления и реформирования образования на различных исторических этапах, его влияние на социальное устройство общества; а также дать характеристику современным системам образования, ее структурным элементам и функциям. Курс должен способствовать формированию у студентов навыков и умений в анализе и прогнозировании социальных процессов в образовании, понимании основных образовательных тенденций и роли образования в жизни современного общества.

Дисциплина читается студентам 4 курса направления "Социология". 

Лекции - 40 часов. Семинары 20 часов.



Цель курса  заключается в приобретении студентами базовых, иначе говоря, начальных (пропедевтических) знаний по отечественной социологии. Соответственно целью курса не является исчерпывающее изучение проблематики. Представленные на изучение в курсе темы  выделены из всего массива вопросов политической социологии на основании того, что являются фундаментальными  для дисциплины. Курс предполагает, что  у студентов должно сформироваться базовое представление об основных теориях политической социологии.

Курс по выбору для студентов 1 курса бакалавриата направления Социология

Картинки по запросу конфликтология картинки

Данный курс предназначен для бакалавриата. Читается на русском языке, количество часов -72

Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в области методов социологических исследований. Целью курса является знакомство с методологией социологических исследований. Данный курс направлен на введение студентов в проблематику социологических исследований и на ознакомление с базовыми методами и техниками сбора информации, безотносительно к процедурам составления программы эмпирического исследования, разработки инструментария исследования и анализу данных.

Данный учебный курс представляет собой развернутое изложение методических основ эмпирического социологического исследования. В рамках учебного курса рассматриваются основные факторы, определяющие выбор метода сбора информации в социологическом исследовании, раскрываются познавательные возможности основных методик исследования, рассматривается история зарождения и эволюция методов, анализируются исследовательские практики и стратегии реализации каждого метода в рамках социологических исследований. Особое внимание уделяется проблеме модификации и адаптации метода к решению конкретных исследовательских задач. На семинарских занятиях студенты анализируют материалы эмпирических социологических исследований с целью раскрытия познавательных возможностей и выявления ограничений и трудностей в применении методов. В рамках курса предусмотрена система самоконтроля знаний студентами, обеспечивающегося с помощью задачника, в котором предложены тесты к каждой из тем курса.

Курс подготовлен с учетом отечественного и зарубежного опыта развития социологии и его отражения в учебной литературе.


Направление подготовки: 39.03.01 Социология

Уровень: бакалавриат

 Язык обучения: русский

 Продолжительность: 2 семестра

Общая трудоемкость курса: 360 часов


Краткая аннотация курса. Целью курса является систематическое изложение основ социологической науки. Приобретение студентами базовых знаний в области исторических, методологических и концептуальных предпосылок формирования социологического знания. Усвоение понятийного аппарата социологии, ее объекта, предмета, теоретических и эмпирических  методов социологического исследования; структуры социологического знания; особенностей социологического анализа социальной реальности; представлений об обществе как социальной системе в целом, его структуре, основных социальных институтах, группах, личности. Знакомство со специальными социологическими теориями и формирование объективного знания о  практической роли и значимости социологии для общества.


Цель курса  заключается в приобретении студентами базовых, иначе говоря, начальных (пропедевтических) знаний по политической социологии. Соответственно целью курса не является исчерпывающее изучение проблематики. Представленные на изучение в курсе темы  выделены из всего массива вопросов политической социологии на основании того, что являются фундаментальными  для дисциплины. Курс предполагает, что  у студентов должно сформироваться базовое представление об основных теориях политической социологии.

Целью курса является приобретение студентами базовых знаний в области методов социологических исследований. Целью курса является знакомство с методологией социологических исследований. Данный курс направлен на введение студентов в проблематику социологических исследований и на ознакомление с базовыми методами и техниками сбора информации, безотносительно к процедурам составления программы эмпирического исследования, разработки инструментария исследования и анализу данных.

Данный учебный курс представляет собой развернутое изложение методических основ эмпирического социологического исследования. В рамках учебного курса рассматриваются основные факторы, определяющие выбор метода сбора информации в социологическом исследовании, раскрываются познавательные возможности основных методик исследования, рассматривается история зарождения и эволюция методов, анализируются исследовательские практики и стратегии реализации каждого метода в рамках социологических исследований. Особое внимание уделяется проблеме модификации и адаптации метода к решению конкретных исследовательских задач. На семинарских занятиях студенты анализируют материалы эмпирических социологических исследований с целью раскрытия познавательных возможностей и выявления ограничений и трудностей в применении методов. В рамках курса предусмотрена система самоконтроля знаний студентами, обеспечивающегося с помощью задачника, в котором предложены тесты к каждой из тем курса.

Курс подготовлен с учетом отечественного и зарубежного опыта развития социологии и его отражения в учебной литературе.


Дисциплина читается во 2 семестре, 4 кредита -144 ч. (лекции - 36 ч., семинарские занятия - 36 ч., самостоятельная работа - 72 ч.)

Цели и задачи дисциплины:

ознакомление студентов с  закономерностями, отражающими развитие профессиональных явлений в обществе; изучение основ профессионализации как социального процесса  профессионального становления и развития личности; формирование представлений о социальной сущности профессиональной деятельности и путях формирования профессионального сознания личности, а также установок на следование нормам взаимодействия, сотрудничества, толерантности и навыков использования этических принципов в коммуникационных и организационно-управленческих аспектах профессиональной деятельности социолога.


Дисциплина читается в 1 семестре, 3 кредита (108 ч., лаекции 17 ч., семинарские занятия 17ч., самостоятельная работа 74 ч.)


Данный курс знакомит студентов с историей и теорией профессиональной этики как в целом так и с основными моральными требованиями профессиональной этики профессии социолога; происходит формирование профессионального сознания, а также установок на следование нормам взаимодействия, сотрудничества, толерантности и навыков использования этических принципов в коммуникационных и организационно-управленческих аспектах профессиональной деятельности социолога.


Цель - изучение студентами основ психологии как отрасли научного познания,  формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности,  повышение общей и психологической культуры.

 

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

- знакомство студентов с историческим развитием взглядов на проблемы психологии, современным состоянием их разработки и основными подходами, теориями и концепциями, как отечественных, так и зарубежных ученых в этой области;

- формирование представлений о психологии как науке, ее отраслях, методах исследования;

- усвоение знаний об основных понятиях, явлениях и феноменах психологии, их сущности, проявлениях и закономерностях;

- развитие навыков психологического анализа явлений с использованием полученных теоретических знаний;

- развитие способности анализа своих достоинств и недостатков, психологических процессов, происходящих в группе, прогнозирования возможного их развития в будущем, выбора средств развития достоинств и устранения недостатков.

 


В рамках курса дается подробная, упорядоченная в соответствии с хронологическим принципом характеристика содержания важнейших концепций, определявших доминантные ориентиры интеллектуального развития социологической теории в XX столетии, а также формирующих ее когнитивное пространство на новейшем этапе – в начале ХХI века. Курс является последовательным логическим продолжением дисциплины «История социологии»* и образует вместе с ней единый учебно-методический комплекс. Настоящий курс является одной из базисных, основополагающих дисциплин в системе профессионального социологического образования, структурирующих объем знаний студентов об истории социологических идей. Курс призван способствовать формированию и развитию социологической культуры, расширению профессионального кругозора будущих специалистов – социологов; ориентирован на развитие у слушателей способности к историко-социологической рефлексии, эвристических навыков «социологического воображения».



* Прежде всего ее разделов ‑ «Возникновение науки об обществе и социологические концепции ХIХ века» (раздел 1) и «Классические теории» (раздел 2).

 


Цель курса состоит в формировании у слушателей представлений о социальном управлении; освоении ими теорий и научных положений, раскрывающих социальные аспекты и механизмы управления, а также подходов к их познанию с позиций социологической науки; отработке навыков применения этих знаний к анализу реальных процессов и ситуаций в сфере профессиональной деятельности.

В курсе рассматриваются специфика отраслевой социологической науки, исследующей сферу управления общественной жизни, особенности ее объекта, предмета, методологии и методов, используемых в анализе процессов, связанных с управленческой деятельностью.  Определяются возможности социологического анализа социально-экономических процессов, использования социологической информации в управлении.  Раскрываются основные методологические подходы к исследованию теории и практики управления посредством категорий социологической науки.  Изучаются классические зарубежные концепции социологии управления и история ее становления и развития в отечественной науке.  Анализируются теоретические основы и закономерности функционирования механизма социального управления. Систематизируются основные категории социологии управления.  Рассматриваются прикладные проблемы социологии управления.  Формируются навыки проведения конкретных исследований.


В курсе рассматриваются основные понятия теории вероятностей и математической статистики - концепции, методы и приложения.

Цель курса – освоение студентами базовых знаний в области теории вероятностей и математической статистики, выявление закономерностей случайных явлений, применение методов математической статистики к социологическим исследованиям.

На конкретных примерах проводится закрепление теоретических положений курса и уточнение статистических подходов в одномерном и многомерном случаях, предельные теоремы вероятности, основные понятия математической статистики, основные распределения случайных величин, статистические оценки и проверка параметрических гипотез, элементы линейной регрессии и корреляционного анализа.


Цель курса состоит в формировании у слушателей представлений о развитии экономики как социальном процессе и ее роли в жизни общества; освоении ими теорий и научных положений, раскрывающих социальные аспекты экономической жизни социума, социальные механизмы и резервы развития экономики, а также подходов к их познанию с позиций социологической науки; отработке навыков применения этих знаний к анализу реальных процессов и ситуаций в сфере профессиональной деятельности.

В курсе рассматриваются специфика отраслевой социологической науки, исследующей экономическую сферу общественной жизни, особенности ее объекта, предмета, методологии и методов, используемых в анализе процессов, связанных с экономической деятельностью людей.  Определяются возможности социологического анализа социально-экономических процессов, использования социологической информации в управлении экономикой.  Раскрываются основные методологические подходы к исследованию экономики посредством категорий социологической науки.  Изучаются классические зарубежные концепции экономической социологии и история ее становления и развития в отечественной науке.  Анализируются теоретические основы и закономерности функционирования социального механизма экономики.  Систематизируются основные категории экономической социологии.  Особое внимание уделяется влиянию экономической культуры на экономическое поведение, формирование экономического мышления, повышению роли человеческого фактора в развитии экономики.  Рассматриваются прикладные проблемы экономической социологии.  Формируются навыки проведения конкретных социально-экономических исследований.