Педагогическая практика для магистров 2 курса.

Курс ставит своей задачей углубленное знакомство магистрантов с проблемами социологического измерения, такими как классификация данных и шкал, надежность и валидность, методы разработки и апробации измерительных инструментов.

Целью курса является выработка у обучающихся навыков осознанного обращения с социологическими данными в зависимости от исследовательских задач и ситуаций. Обучающиеся проходят через все стадии анализа от постановки задачи через определение структуры данных, трансформацию и чистку, оценку информативности, конструирование и обоснование статистических выводов. При этом все задачи решаются на конкретных примерах реальных исследовательских ситуаций.

Целью учебной дисциплины «Нарративный анализ в социологии» является подробная, углубленная и логически структурированная характеристика нарративного анализа в социологии. В курсе рассматривается история становления нарративного анализа, его теоретические и методологические основания, анализируются общие принципы и техники реализации нарративного анализа в рамках социологического исследования. Курс является необходимой дисциплиной в системе профессионального социологического образования, структурирующей общий объем знаний студентов по методологии и методике текстового анализа.

Данный курс направлен на ознакомление студентов магистрантов с техникой проведения фокус-групп и закрепления соответствующих навыков.

1. Course description and goals

The aim of this directed reading course is to provide an intellectual challenge to students by engaging with major theories, concepts and issues in security studies. The course provides an introduction and overview to key theoretical, empirical and policy issues in Human Rights and International Security debates and examines the changing nature of security in a post-Cold war and post-September 11th context. The module provides a basis for further post-graduate studies in international relations and security studies or for careers in governments, international organizations, NGOs and the media.

This course will be taught as a workshop. After an introduction of key concepts and approaches in security studies, students will present papers examining normative, empirical and policy dimensions of specific security issues. Workshop participants will work together in a constructive and positive manner to reach a consensus on a series of student-led policy proposals. The final goal is for each student write a superior paper, which may form the foundations of a graduate-level publication.

 

2. The place of the discipline in the General Subject structure:

The course belongs to the humanities, social cycle. The completion of this course is a prerequisite for the discipline . There are no prerequisite for this course.

 

3.Competences development requirements:

By the end of the course students will acquire or enhance the following skills:

- will be able to work with theoretical knowledge at the forefront of their discipline;

- will be aware of the ethical dimensions of the scholarly work done in their discipline in general as well as of their own work in particular;

- will have a comprehensive understanding of methods and methodologies in their discipline;

- will be able to undertake analysis of complex, incomplete or contradictory areas of knowledge;

- will have a level of conceptual understanding that will allow them to critically evaluate research, advanced scholarship and methodologies and argue alternative approaches;

- will be reflective and self-critical in their research work;

- will be able to engage in academic and professional communication orally and in writing;

- will have independent learning ability required for continuing professional study.


Целью курса является подробная, углубленная и логически структурированная характеристика социологического подхода к организационному управлению. В курсе рассматриваются концептуальные подходы, методологические основания, методическое обеспечение, конкретные процедуры и техники социологических исследований организационной структуры и управленческой практики.

Курс является необходимой дисциплиной в системе профессионального социологического образования, структурирующей общий объем знаний студентов по методологии и методике организационного управления в широком смысле данного словосочетания. Курс призван способствовать формированию и развитию методической культуры, расширению профессионального кругозора и эмпирических навыков исследовательской работы специалистов-социологов.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (М2).

Для изучения дисциплины студент должен знать:

·      базовые подходы к организации исследовательской работы социолога в широком междисциплинарном контексте;

·      основные направления развития социологической и управленческой мысли;

·      основные этапы развития социологии управления в соотношении с другими дисциплинами, в фокусе которых находятся вопросы социального контроля, социального управления, социального менеджмента;

·      возможные форматы прикладной и эмпирической социологической работы (виды социологических исследований, стратегии, тактики, методики и процедуры);

·      алгоритмы разработки и реализации всех компонентов документации, необходимой для осуществления прикладных социологических проектов;

·      правовые и этические нормы планирования и оценки своей профессиональной деятельности при участии в разработке, осуществлении и экспертизе социально значимых проектов.

уметь:

·      отбирать и подвергать вторичному анализу комплексные данные о социальных процессах и социальных общностях;

·      критически анализировать информационные источники и научные тексты разной дисциплинарной принадлежности;

·      самостоятельно использовать социологические знания и навыки применительно к задачам прикладного исследования социальных организаций разного типа;

·      осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования;

·      представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед разными «заказчиками».

и обладать следующими компетенциями:

·      способность использовать основные теоретико-методологические положения и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-9 – на базовом уровне);

·      способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, используя сложную научную терминологию (ОК-10 – на базовом уровне);

·      способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14 - на базовом уровне);

·      владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска, критического анализа и реферирования научных источников информации (ОК-15 – на базовом уровне);

·      способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1 - на базовом уровне);

·      способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-2 - на базовом уровне);

·      способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3 – на базовом уровне);

·      способность самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, механизмы согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-7на базовом уровне);

·      способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10 - на базовом уровне).

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: дисциплина читается в третьем семестре обучения в магистратуре, поэтому не может являться предшествующей – наоборот, она позволяет смоделировать ситуации практического применения полученных ранее профессиональных знаний и умений.


В курсе рассматриваются особенности классического и неклассического подходов к анализу социальной реальности; выявляются основные направления неклассического анализа социума; анализируется постмодернизм как парадигма и как этап в развитии общества, описываются предпосылки возникновения постмодернизма и других видов неклассических социологических теорий, оценивается степень эвристичности неклассических социологических теорий. На семинарских занятиях студенты осваивают практические навыки анализа научных текстов.

Целью курса является ознакомление студентов с основными течениями современной социологической теории, а также их обучение умениям и навыкам самостоятельной работы с текстами мыслителей, использующих в своих исследованиях альтернативные для доминирующей линии развития социологии способы и методологии научного дискурса.

Содержание курса.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (М.2 В2).

Для изучения дисциплины студент должен знать:

- специфику социологии как науки, этапы развития знаний об обществе, место социологии среди других наук об обществе;

- основные направления современной философии;

- основные этапы развития социологии;

- основные классические и современные социологические теории и школы, основные понятия теорий О. Конта, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Г. Зиммеля, М. Вебера, Т. Парсонса, К. Мангейма, Дж. Г. Мида;

- основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях;

- основные понятия социологии и социальной психологии;

уметь:

- выявлять и социологически интерпретировать основные идеи текстов первоисточников;

- логически анализировать содержание основных социологических понятий и теорий;

- самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ (рефератов, эссе),

- логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию,

- критически анализировать информационные источники, научные тексты;

- представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией;

и обладать следующими компетенциями:

- способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации;

- способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования;

- способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта;

- способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности.

 

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: дисциплины вариативной части профессионального цикла.


Основной целью курса является приобретение студентами направления 39.04.01 «Социология», (Специализация «Теория, методология и методы социологии: история и современность») теоретических и практических знаний в области  методологии визуальной социологии,  а также развитие социологического воображения.

Знать: основные понятия курса.

Уметь: применить социологическое воображение для работы с визуальным материалом в социологии

Иметь навыки анализа визуального материала в социологии, используя различные стратегии.


Основной целью курса является приобретение студентами направления 39.04.01 «Социология», (Специализации «Теория, методология и методы социологии: история и современность» и «Социология управления») теоретических знаний о невербальном поведении (его психофизических основах, связи с эмоциональной природой человека) и овладения практическими навыками применения этих знаний в прикладных социологических исследованиях, знаний о невербальном поведении (его психофизических основах, связи с эмоциональной природой человека) и овладения практическими навыками применения этих знаний в прикладных социологических исследованиях. знаний о невербальном поведении (его психофизических основах, связи с эмоциональной природой человека) и овладения практическими навыками применения этих знаний в прикладных социологических исследованиях.


Целью курса рассмотрение основания классификации исследовательских практик анализа социологических данных, специфика выстраивания логики анализа и ее формализация для различных форматов данных. Основное внимание уделяется модельным предположениям в процедурах анализа взаимосвязей признаков и эмпирических объектов, проведению типологического и факторного (факториального)  анализа. Трактовка базовых понятий методологии эмпирической социологии вводится в контексте рассмотрения ситуаций, в которых  «модель изучения…» = «модель измерения…» = «модель анализа…».

 Основной целью курса является освоение студентами теоретико-методических принципов и специальных процедур анализа данных в социологии.  Содержание курса

 

Курс подготовлен с учетом отечественного и зарубежного опыта развития социологии и его отражения в учебной литературе.


Целью курса является подробная, углубленная и логически структурированная характеристика качественного подхода в социологии. В курсе рассматривается история становления качественного подхода, его теоретические и методологические основания, анализируется общая стратегия и тактики полевого качественного исследования в сопоставлении с принципами «классического» количественного исследования. Курс является необходимой дисциплиной в системе профессионального социологического образования, структурирующей общий объем знаний студентов по методологии и методике социологических исследований. Курс призван способствовать формированию и развитию методической культуры, расширению профессионального кругозора и эмпирических навыков исследовательской работы специалистов-социологов. Целью курса не является подробное изучение всей проблематики методологии и методики качественного подхода – выделяется наиболее «репрезентативный» материал, освоение которого позволит студентам научиться самостоятельно оценивать и выстраивать оптимальную стратегию социологического исследования.


Занятия по научно-исследовательскому семинару проводятся с целью методологической и методической подготовки студентов к написанию квалификационной работы - Магистерской диссертации.

Занятия проводятся каждую неделю в течении 2 семестре на 1 курсе обучения в магистратуре.


В курсе рассматриваются специфика и сущность формирования и управления организационной культурой. Определяются возможности применения социологического анализа в процессе формирования и управления системой организационной культурой. Изучаются проблемы руководства трудовым коллективом и вопросы формирования кадровой политики организации. Рассматриваются направления работы с культурой предприятия. 


В курсе рассматриваются основные методологические и методические проблемы, связанные с разработкой, использованием, применением и обработкой результатов, полученных на основе таких методов исследования, применяемых в современной социологии как семантический дифференциал, техника репертуарных решеток, контент-анализ, проективные методики и проективные вопросы как специальная процедура, экспертиза и экспертный опрос.

В курсе рассматриваются особенности современного этапа развития социологической теории. На семинарских занятиях студенты осваивают практические навыки анализа научных текстов.

Целью курса является ознакомление студентов с основными течениями современной социологической теории, а также их обучение умению конструировать теоретическую модель социологического исследования, выступающую в качестве объяснительной схемы конкретных процессов и феноменов современного общества. Особое значение также имеет обучение навыкам самостоятельной работы с текстами мыслителей, использующих в своих исследованиях альтернативные для доминирующей линии развития социологии способы и методологии научного дискурса.


Курс предназначен для студентов первого года магистратуры, обучающихся по направлению "Социология управления и социальный менеджмент"

Целью курса является показать, что наука наряду со знаниями об объектах мира, в том числе и социального, формирует знания и о методах, принципах, приемах научной деятельности, приводит к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.

К середине ХХ века сложилась философия науки как философское направление, изучение которого важно как для эффективности научных исследований, так и для мировоззренческой и методологической культуры исследователя.

В представленном курсе на фоне некоторых исторических эпизодов становления и развития философской методологии даются в основном современные направления и концепции философии науки.