Тематический план

  • Общая информация о курсе

    Уважаемые студенты!

    Авторский коллектив курса "Судебная медицина" рад приветствовать Вас на странице в ТУИС. Надеемся, что процесс обучения дисциплине «Судебная медицина» поможет Вам расширить горизонт профессиональных знаний, сформировать основы экспертного мышления и рациональных действий врача-специалиста, овладеть методиками и техникой экспертной деятельности. Учебные материалы, представленные ниже, отражают основные аспекты и главные вопросы судебно-медицинской экспертизы – выявление морфологических признаков, характерных для конкретных видов смерти; определение наличия, локализации, прижизненности и давности образования повреждений, их причинной связи с наступлением смерти и степени вреда, причиненного здоровью; наличия алкогольного или наркотического опьянения, заболеваний и их роль в наступлении смерти, установление причины и давности наступления смерти.

  • Организационно-правовые основы судебной медицины.

    1. Тема занятия «Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в РФ (вводное занятие)»

    2. Значение изучения темы

    В целях реализации конституционных прав человека и гражданина и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) предусмотрено функционирование в системе здравоохранения судебно-медицинской экспертизы. При этом в соответствии с рядом нормативно-правовых документов (УПК РФ, ГПК РФ и др.) для производства судебно-медицинской экспертизы в качестве эксперта может быть вызван любой врач - как лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. В этом плане приобретение на данном занятии знаний процессуальных и организационных основ судебной медицины являются обязательным компонентом подготовки будущего врача, что в совокупности способствует росту его профессиональных компетенций и повышает уровень медицинского мышления.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: законодательную базу, регламентирующую порядок назначения и производства судебно-медицинской экспертизы; объекты судебно-медицинской экспертизы; виды экспертиз; права, обязанности, отвод и ответственность эксперта; структуру и функции судебно-медицинской службы РФ. Студент должен уметь: работать с нормативно-правовыми документами, регламентирующими судебную экспертную деятельность в РФ, отраслевыми инструкциями по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы.

    Студент должен иметь навыки:

    - работы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими судебную экспертную деятельность в РФ,

    - работы с отраслевыми инструкциями по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы.

    Студент должен иметь представление:

    - об основных принципах медицинской этики и деонтологии;

    - об основных этапах развития судебной медицины в нашей стране и за рубежом;

    - об организации судебно-медицинской службы в РФ.

    4. План изучения темы

    1. Раскрытие и обсуждение учебно-целевых вопросов.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - освоение навыков работы с юридической литературой и нормативно-правовыми документами;

    - изучение отраслевых инструкций по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертиз.

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.

  • Осмотр трупа на месте его обнаружения. Судебно-медицинская танатология.

    1.1. Тема занятия «Осмотр трупа на месте его обнаружения. Действия врача специалиста при участии в осмотре места происшествия» (первая часть)

    2. Значение изучения темы

    Осмотр трупа на месте обнаружения, как один из первых неотложных этапов следствия, имеет большое значение в раскрытии преступлений против личности (жизни и здоровья граждан). Знание теоретических положений темы и умение использовать их на практике необходимы каждому врачу, обязательное участие которых в неотложных следственных действиях регламентировано уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. Данное занятие ориентирует студента на необходимость серьезного и добросовестного отношения к работе врача-специалиста и подготавливает его к возможности в любое время оказать необходимую помощь правоохранительным органам в случаях осмотра трупа на месте его обнаружения.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: основные положения, регламентирующие задачи врача при осмотре места происшествия и трупа; права и обязанности специалиста в области судебной медицины; ориентирующие и достоверные признаки, указывающие на наступление смерти; ранние и поздние трупные изменения, особенности их развития и методы исследования; основные показатели и методические приемы, позволяющие судить о давности наступления смерти, включая методы исследования суправитальных реакций; последовательность осмотра трупа и схему описания телесных повреждений; особенности осмотра трупа при различных видах смерти; правила выявления и изъятия следов биологического происхождения (вещественных доказательств); перечень вопросов, разрешаемых при назначении судебно-медицинской экспертизы трупа и лабораторном исследовании следов биологического происхождения. Студент должен уметь: устанавливать факт и давность (срок) наступления смерти; представлять свои суждения о характере и механизме образования обнаруженных повреждений, предполагаемом орудии травмы; консультировать следователя по вопросам, связанных с наружным осмотром трупа и последующим проведением судебно-медицинской экспертизы; оказывать помощь следователю в обнаружении и изъятии следов, похожих на кровь, волосы, сперму и другие выделения человека; оказывать помощь в описании результатов осмотра и в составлении постановления на экспертизу трупа.

    Студент должен иметь навыки:

    - констатации факта смерти;

    - описания местоположения и позы трупа;

    - описания одежды, имеющейся на трупе;

    - исследования и описания трупных изменений, суправитальных реакций, повреждений;

    - составления словесного портрета в случае обнаружения неизвестного лица;

    - выявления, исследования, описания и изъятия вещественных доказательств (следов) биологического происхождения;

    - фиксации информации в протоколе осмотра места происшествия и осмотра трупа на месте его обнаружения.

    Студент должен иметь представление:

    - о процессах умирания, о правилах констатации смерти;

    - правовых и морально-этических аспектах реанимации и изъятии органов и тканей для целей трансплантации;

    - о медико-биологической классификации причин смерти и социально-правовой классификации обстоятельств наступления смерти; о посмертных изменениях и их экспертном значении;

    - об организации осмотра места происшествия и трупа на месте его обнаружения; о задачах, обязанностях и правах участников осмотра трупа на месте его обнаружения;

    - о значении результатов осмотра места происшествия в раскрытии преступлений против жизни и здоровья граждан;

    - о современных возможностях судебной экспертизы вещественных доказательств с использованием компьютерных технологий.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - диагностика (констатация факта) наступления смерти;

    - установление давности наступления смерти;

    - последовательность осмотра трупа и схема описания телесных повреждений;

    - особенности осмотра трупа при различных видах смерти;

    - правила выявления и изъятия следов биологического происхождения (вещественных доказательств)

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.


    1.2. Тема: «Судебно-медицинское исследование (экспертиза) трупа. Судебно-медицинская документация» (вторая часть)

    2. Значение изучения темы

    Знание основ секционной техники и методических приемов исследования трупа, умение использовать их в практической деятельности являются неотъемлемой частью медицинского образования, включающей в себя приобретение навыков распознавания морфологических проявлений телесных повреждений, заболеваний, патологических процессов и состояний, а также установление и обоснование причины смерти, составление судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов, оформление судебно-медицинской документации. Это в своей совокупности способствует росту профессиональных знаний, повышает уровень медицинского мышления и позволяет оценить степень подготовки врача к самостоятельной работе.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: нормативно-правовые положения, регламентирующие порядок назначения и производства судебно-медицинской экспертизы трупа, права и обязанности эксперта; правила судебно-медицинской экспертизы трупа; методические особенности исследования трупа, в частности, мягких тканей лица, челюстно-лицевых костей и зубов; основные принципы составления судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов, оформления «Медицинского свидетельства о смерти». Студент должен уметь: проводить наружный осмотр трупа, включая описания одежды, обуви и других предметов; выполнять секционные разрезы с доступом к полостям и органам, осуществлять извлечение органов и их разрезы; использовать методические приемы, позволяющие исследовать внутренние органы и ткани, кости; изымать трупный материал и оформлять направление на его лабораторное исследование; владеть правилами составления судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов, а также заполнения «Медицинского свидетельства о смерти».

    Студент должен иметь навыки:

    - осмотра и описания одежды, имеющихся на ней повреждений, загрязнений и т.д.;

    - проведения осмотра наружных покровов тела трупа;

    - определения степени выраженности трупных явлений и супра-витальных реакций;

    - определения давности наступления смерти;

    - проведения секционных разрезов, осуществления доступа к полостям и органам, извлечения и вскрытия органов;

    - проведения диагностических проб у секционного стола (на воздушную эмболию, на пневмоторакс и др.);

    - изъятия материала и оформления направлений на лабораторные исследования;

    - составления вводной и исследовательской частей «Акта судебно-медицинского исследования трупа» («Заключения эксперта»);

    - составления судебно-медицинского диагноза и заключения «выводов»;

    - заполнения медицинского свидетельство о смерти.

    Студент должен иметь представление:

    - об общих и частных вопросах учения о смерти, юридической и медицинской классификациях смерти;

    - о правовых и морально-этических аспектах реанимации и изъятия органов и тканей для целей трансплантации;

    - о задачах врача-специалиста в области судебной медицины при осмотре трупа на месте его обнаружения;

    - о процессуальных основах судебно-медицинской экспертизы; обязанностях, правах и ответственности эксперта;

    - об основных положениях инструкции «Экспертного исследования трупа», особенностях исследования расчлененных, скелетированных трупов и костных останков, об эксгумации трупов;

    - о морфологических проявлениях травматических и патологических процессов в случаях смерти от насильственных и ненасильственных причин;

    - о возможностях решения общих и специальных экспертных вопросов при судебно-медицинских исследованиях (экспертизах) трупов;

    - о возможностях лабораторных методов судебно-медицинского исследования объектов биологического происхождения;

    - о принципах составления и структуре клинического и судебно-медицинского диагноза;

    - о принципах кодирования причин смерти в соответствии с МКБ-10;

    - о требованиях, предъявляемых к судебно-медицинской документации;

    - о медицинской биоэтике и деонтологии.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - изучение документов, представленных с трупом, с составлением плана вскрытия;

    - освоение методики и техники наружного и внутреннего исследования трупа

    - изучение приемов и методов проведения ряда диагностических проб и дополнительных исследований;

    - освоение техники забора аутопсийного материала, направляемого на лабораторные исследования;

    - оформление «Акта судебно-медицинского исследования трупа» («Заключения эксперта»), «Медицинского свидетельства о смерти»

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.

  • Судебно-медицинская экспертиза при механической асфиксии и утоплении

    1. Тема занятия «Судебно-медицинская экспертиза при механической асфиксии и утоплении»

    2. Значение изучения темы

    Механическая асфиксия является нередкой причиной насильственной смерти, которая может последовать при различных обстоятельствах (несчастный случай, самоубийство, убийство). Поэтому важно приобрести знания морфологических признаков различных видов механической асфиксии, освоить методику их описания, знать особенности техники вскрытия трупа и изъятия частей органов для лабораторных исследований. Заключение эксперта в случаях смерти от механической асфиксии и утопления имеют большое значение для следственных органов в деле расследования преступлений против личности. Знание генеза смерти, длительности и последовательности различных фаз механической асфиксии важно для врача лечебного профиля при оказании эффективной и быстрой помощи пострадавшему.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: классификацию механической асфиксии; танатогенез механической асфиксии и ее признаки на трупе; патоморфологию и особенности исследования трупа при различных видах механической асфиксии и утоплений; дифференциальные признаки повешения и удавления петлей, утопления и пребывания трупа в воде; особенности осмотра трупа на месте происшествия при различных видах механической асфиксии; возможности дополнительных и лабораторных методов исследования при различных видах механической асфиксии и утоплений. Студент должен уметь: выявлять, описывать и оценивать морфологические признаки на трупе в случаях смерти от механической асфиксии; по совокупности морфологических признаков диагностировать различные виды механической асфиксии и утоплений; выбрать необходимые лабораторные методы исследования; сформулировать судебно-медицинский диагноз и выводы в случаях смерти от механической асфиксии и утопления. Студент должен иметь навыки:

    - оценки ориентирующих и достоверных признаков смерти, динамики развития и оценки трупных изменений;

    - особенностей осмотра трупа на месте его обнаружения в случае смерти от механической асфиксии и утопления;

    - особенностей наружного осмотра, техники вскрытия и забора аутопсийного материала для лаборатории при производстве судебно-медицинского исследования (экспертизы) трупа в случае смерти от механической асфиксии и утопления;

    - диагностика и дифференциальная диагностика различных видов механической асфиксии и утопления, в т.ч. с использованием результатов лабораторных методов исследования;

    - установление признаков прижизненности странгуляционной борозды и процессов механической асфиксии;

    - определение признаков и сроков пребывания трупа в воде;

    - формулирование диагноза и экспертных выводов в случаях смерти от механической асфиксии и утопления.

    Студент должен иметь представление:

    - о клинической классификации гипоксических состояний;

    - о пато- и танатогенезе механической асфиксии;

    - об особенностях осмотра трупа в случаях смерти от механической асфиксии и утопления;

    - о возможности лабораторных методов исследования для решения экспертных вопросов в случаях смерти от механической асфиксии и утопления.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - диагностика и описание морфологических признаков механической асфиксии и утопления;

    - экспертная оценка результатов дополнительных и лабораторных методов исследования, использующихся в случаях смерти от механической асфиксии и утоплении;

    - решение учебных визуализированных заданий (по экспертной диагностике и оценке асфиктических состояний и утоплений);

    - составление судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов (заключения).

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач)

    4. Подведение итогов

  • Судебно-медицинская экспертиза отравлений

    1. Тема занятия «Судебно-медицинская экспертиза отравлений едкими, деструктивными, кровяными и функциональными ядами»

    2. Значение изучения темы

    Воздействие на организм человека токсических веществ может явиться причиной неблагоприятных исходов, включая наступление смерти. С этих позиций, знания по данному разделу судебной медицины необходимы не только судебно-медицинскому эксперту, заключение которого является одним из ключевых доказательств при расследовании подобных происшествий (убийств, приведения жертв в беспомощное состояние и др.), но и любому врачу для оказания эффективной помощи пострадавшим, направленной на сохранение их жизни. С другой стороны, изучение частоты и структуры отравлений, механизмов действия на организм токсических веществ, путей их введения, распределения ядов в организме человека, процессов биотрансформации и экскреции ядов способствует разработке профилактических мероприятий, что является одной из важных задач практического здравоохранения.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: вопросы, решаемые судебно-медицинским экспертом в случаях смерти от отравления; классификацию ядов и отравлений; механизм токсического действия различных ядов на организм человека; особенности техники вскрытия трупа в случаях смерти от отравления. Студент должен уметь: диагностировать и описывать морфологические изменения органов и тканей при отравлениями различными ядами; использовать результаты лабораторных качественных и количественных исследований; составлять диагноз и выводы при судебно-медицинской экспертизе в случаях смерти от отравлений токсическими веществами. Студент должен иметь навыки:

    - использования приемов и методов клинических дисциплин для диагностики и анализа особенностей клинического течения отравлений;

    - освидетельствования лиц с подозрением на алкогольное, наркотическое и иные виды опьянений

    - оценки ориентирующих и достоверных признаков смерти, динамики развития и оценки трупных изменений при смерти от отравлений;

    - особенностей наружного осмотра, техники вскрытия и проведения предварительных проб при производстве судебно-медицинского исследования (экспертизы) трупа;

    - установления причины смерти и экспертной оценки патологических состояний, связанных с воздействием химических факторов внешней среды;

    - использования судебно-медицинских критериев определения тяжести вреда здоровью в случаях смертельных и несмертельных отравлений.

    Студент должен иметь представление:

    - о краткой истории развития судебной токсикологии и основных направлениях развития научных исследований в этой области;

    - об особенностях порядка и организации осмотра трупа при подозрении на смерть от отравления; о приемах и методах поиска, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств, подтверждающих факт отравления;

    - о возможности решения экспертных вопросов с использованием современной инструментально-приборной (лабораторной) базы и компьютерных технологий в случаях смертельных и несмертельных отравлений;

    - о правовых нормах в случаях нарушения законодательства об обороте наркотических средств и сильнодействующих препаратов; о поводах, организации и особенностях судебно-наркологической экспертизы; принципах профилактики наркоманий и других антисоциальных явлений.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - изучение морфологических проявлений изменений тканей и органов при отравлениях различными группами ядов (описание макропрепаратов тканей и внутренних органов с повреждениями от действия токсических веществ);

    - усвоение особенностей техники вскрытия трупов лиц, умерших от отравлений; проведения предварительных проб; забора аутопсийного материала, направляемого на лабораторные исследования;

    - оценка результатов дополнительных и лабораторных методов исследования;

    - решение задач по количественному определению токсического вещества в организме человека;

    - составление судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов (заключения).

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.

  • Судебно-медицинская идентификация личности

    1. Тема занятия «Идентификация личности»

    2. Значение изучения темы

    Идентификация неопознанных трупов является одной из наиболее актуальных и сложных проблем судебно-медицинской науки и практики. Для успешного решения задач отождествления личности разработаны и продолжают изучаться новые методы и подходы, в том числе использующие оценку качественных и количественных особенностей стоматологического статуса. Овладение методиками идентификационных исследований являются неотъемлемой частью подготовки будущих врачей. Умение выявлять и оценивать идентифицирующие признаки, проводить сравнительный экспертный анализ и составлять научно-обоснованные выводы необходимо каждому врачу, поскольку потенциальная возможность привлечения его к выполнению процессуальных обязанностей эксперта (в качестве сведущего лица) регламентирована действующим в нашей стране уголовным и гражданским законодательством. С другой стороны, приобретение навыков экспертных исследований позволяет оценить степень подготовки будущего специалиста, свидетельствующую об уровне его профессиональных знаний

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: общепринятый перечень вопросов, разрешаемых при экспертизе неопознанных, измененных и расчлененных трупов; современные общие и частные методы идентификации личности (словесный портрет, дактилоскопия, фотосовмещение, серологические методы исследования, геномная дактилоскопия и др.); организационные принципы экспертных исследований при идентификации личности; сравнительные методы идентификации личности (методы репеража, скольжения, наложения и аппликации); методы идентификации личности по особенностям стоматологического статуса, методики диагностики пола и возраста по зубам; возможности идентификации личности по особенностям рисунка слизистой языка и рельефа твердого неба; принципы построения выводов при проведении данных видов экспертиз. Студент должен уметь: составлять словесный портрет по общепринятой схеме; описывать состояния органов и тканей, выявляемые при судебно-медицинском исследовании трупа неизвестного лица (заболевания, следы бывших травм и операций и пр.); оценивать результаты дополнительных и лабораторных методов исследования (гистологического и гистохимического, рентгено- и кранеографического, серологического, эмиссионного спектрального анализа и др.) применительно к задачам идентификации личности; владеть основными приемами реставрации лица трупа для восстановления первоначального облика (в случаях грубых повреждений, гнилостных изменений, высыхания и т.д.); выявлять и описывать индивидуальные особенности стоматологического статуса; давать оценку тождественности идентифицируемых и идентифицирующих признаков при проведении сравнительного экспертного исследования объектов (прижизненных и посмертных фотографий и рентгенограмм, рентгенограмм челюстно-лицевых костей и др.); оценивать всю совокупность экспертных данных для составления выводов при проведении экспертиз идентификации личности

    Студент должен иметь навыки:

    - антропоскопического и антропометрического исследований и оценки антропометрических показателей, индексов и др.;

    - оценки клинико-инструментальных методов исследований, характеризующих общие и частные признаки физических особенностей человека;

    - оценки общих признаков и индивидуальных особенностей объектов судебно-медицинской экспертизы идентификации личности;

    - проведения сравнительного экспертного анализа отождествляемых (идентифицируемых и идентифицирующих) признаков;

    - определения пола, возраста и расы по костным останкам, включая особенности отдельных зубов и зубных рядов.

    Студент должен иметь представление:

    - о краткой истории и основных направлениях развития научных исследований в области идентификации личности;

    - о использовании в криминалистической практике методов словесного портрета и дактилоскопии;

    - о антигенных свойствах тканей;

    - о генотипическом методе идентификации личности

    - об особенностях осмотра трупа при крупномасштабных катастрофах.

    - об организации судебно-медицинской службы в случаях крупномасштабных катастроф и задачах службы при ликвидации их последствий.

    - о возможностях лабораторных методов исследования при решении экспертных вопросов идентификации личности.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - составление словесного портрета;

    - проведение сравнительных исследований объектов (фотосовмещение, наложение, скольжение и др.);

    - исследование отдельных зубов; установление возраста и пола по зубам;

    - исследование особенностей рисунка слизистой спинки языка и твердого неба;

    - решение учебных визуализированных заданий (по идентификации личности);

    - составление экспертных выводов (заключения).

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.

  • Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения

    1. Тема занятия «Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения»
    2. Значение изучения темы

    Исследование (экспертиза) вещественных доказательств со следами биологического происхождения является одним из разделов судебной медицины. К следам биологического происхождения относятся кровь и образованные ею пятна, выделения (слюна, сперма, пот, моча, как, потно-жировые отпечатки пальцев и др.); волосы, фрагменты тканей и органов человека. С этих позиций, знания по данному разделу судебной медицины необходимы не только судебно-медицинскому эксперту, заключение которого является одним из ключевых доказательств при расследовании подобных происшествий, но и любому врачу для оказания эффективной помощи пострадавшим. Приобретенные на этом занятии навыки и умения являются обязательной основой практической деятельности врачей любых специальностей и экспертов.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: регламентацию  участия врача в качестве специалиста при производстве следственных действий, возможности современных методов исследования вещественных доказательств биологического происхождения, принципы, на которых они основаны, показания для их использования, правила взятия материала для различных методов исследования, основные положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства экспертизы тяжести вреда здоровью в случаях преступлений против жизни и здоровья человека, общие требования к оформлению документов при производстве судебно-медицинской экспертизы, по формулированию диагноза и составлению выводов (заключения) эксперта. Студент должен уметь: применять на практике методики выявления вещественных доказательств биологического происхождения; правила их изъятия, упаковки и направления для исследования в соответствующие судебно-медицинские лаборатории; принципы трактовки результатов судебно-медицинских экспертиз (исследований) вещественных доказательств биологического происхождения.

    Студент должен иметь навыки:

    - экспертного анализа обстоятельств происшествия по материалам дела и медицинским документам;

    - проведения экспертного анализа обстоятельств происшествия по материалам дела и медицинским документам.

    - описания следов биологического происхождения при осмотре трупа на месте обнаружения, происшествия, судебно-медицинской экспертиза трупа или живого лица.

    - использования методик обнаружения, изъятия и упаковки вещественных доказательств биологического происхождения.

    - направления вещественных доказательств биологического происхождения в соответствующие судебно-медицинские лаборатории.

    - использования общего алгоритма исследования вещественных доказательств биологического происхождения.

    - интерпретации данных экспертизы следов биологического происхождения и составление экспертных выводов (заключения).

    Студент должен иметь представление:

    - о краткой истории развития судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств и основных направлениях развития научных исследований в этих областях;

    - о регламентации участия врача в качестве специалиста при производстве следственных действий;

    - о правилах и порядке производства судебно-медицинской экспертизы (исследования) вещественных доказательств биологического происхождения;

    -  об общих требованиях к оформлению документов при производстве судебно-медицинской экспертизы, по формулированию составления выводов (заключения) экспертов.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - описание вида, локализации, количества, формы, следов биологического происхождения;

             - решение задач по установлению видовой, половой и групповой принадлежности следов биологического происхождения;

    - составление судебно-медицинских выводов (заключения)

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.

  • Судебно-медицинская экспертиза травмы тупыми твердыми предметами

    1.1. Тема занятия «Общие вопросы судебно-медицинской травматологии. Судебно-медицинская экспертиза повреждений тупыми твердыми предметами» (первая часть)
    2. Значение изучения темы

    Знание особенностей причинения повреждений и механизмов их образования, а также умение выявлять, описывать и диагностировать повреждения, возникающие в результате взаимодействия орудия травмы с частью тела (тканью или органом), определяют большую значимость темы занятия в подготовке врачей различных специальностей. Приобретенные на этом занятии навыки и умения являются обязательной основой практической деятельности экспертов, патологов и клиницистов.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: общие вопросы травматологии (определение понятий, классификацию повреждений и повреждающих факторов, схему описания повреждений, виды травматизма и др.); основные вопросы, разрешаемые при экспертизе телесных повреждений; признаки прижизненности, последовательности и давности причинения повреждений; механизм и особенности образования повреждений мягких тканей, костей скелета и внутренних органов при воздействии тупых предметов в зависимости от свойств травмирующей поверхности; возможности лабораторных методов исследования, используемых при судебно-медицинской экспертизе повреждений механического происхождения. Студент должен уметь: описывать повреждения по общепринятой схеме; устанавливать характер повреждений и проводить их дифференциальную диагностику; определять механизм причинения повреждений и вид травмирующего орудия или средства; выявлять признаки, позволяющие судить о прижизненности, последовательности и давности причинения повреждений. Студент должен иметь навыки:

    - оценки ориентирующих и достоверных признаков смерти, динамики развития и оценки трупных изменений;

    - особенностей наружного осмотра, техники вскрытия и забора аутопсийного материала для лаборатории при производстве судебно-медицинского исследования (экспертизы) трупа с механическими повреждениями;

    - установления причины смерти,

    - экспертной оценки прижизненности и давности повреждений, их последовательности;

    - применения судебно-медицинских критериев определения тяжести вреда здоровью.

    Студент должен иметь представление:

    - о методах клинико-инструментальной диагностики повреждений, оценки их тяжести;

    - об особенностях порядка и организации осмотра трупа в случаях смерти от механической травмы;

    - о возможности решения экспертных вопросов с использованием современной инструментально-приборной (лабораторной) базы и компьютерных технологий в случаях смерти от повреждений, причиненных тупыми предметами.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - диагностика и описание морфологических особенностей повреждений, возникших от действия тупых предметов;

    - экспертная оценка результатов дополнительных и лабораторных методов исследования, использующихся при решении экспертных вопросов (установления характера и прижизненности повреждений, причины смерти и т.д.);

    - решение учебных визуализированных заданий (по экспертной диагностике и оценке повреждений);

    - составление судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов (заключения)

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.


    1.2. Тема занятия «Судебно-медицинская экспертиза в случаях падений и транспортной травмы» (вторая часть)

    2. Значение изучения темы

    Знание особенностей причинения повреждений и механизмов их образования, а также умение выявлять, описывать и диагностировать повреждения, возникающие в результате травмы от падений и транспортной травмы, определяют большую значимость темы занятия в подготовке врачей различных специальностей. Приобретенные на этом занятии навыки и умения являются обязательной основой практической деятельности экспертов, патологов и клиницистов.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: виды и разновидностей травмы от падений и транспортной травмы; условия возникновения, механизм образования и морфологические особенности повреждений при названных видах травмы; особенности секционной техники при исследовании (экспертизе) трупов в случаях травмы от падений и транспортной травмы; особенности осмотра трупа на месте его обнаружения в случаях травмы от падений и транспортной травмы. Студент должен уметь: исследовать и описывать повреждения мягких тканей, костей скелета и внутренних органов (по общепринятой схеме); устанавливать характер повреждений и проводить их дифференциальную диагностику; определять механизм и фазность причинения повреждений; возможность причинения их при определенном виде травмы. Студент должен иметь навыки:

    - оценки ориентирующих и достоверных признаков смерти, динамики развития и оценки трупных изменений;

    - особенностей наружного осмотра, техники вскрытия и забора аутопсийного материала для лаборатории при производстве судебно-медицинского исследования (экспертизы) трупа с механическими повреждениями;

    - выявления и описания повреждений, возникших в случаях травмы от падений и транспортной травмы;

    - установлениея вида травмы, механизма и фазности причинения повреждений;

    - определения причины смерти;

    - экспертной оценки прижизненности и давности повреждений, их последовательности;

    - применения судебно-медицинских критериев определения тяжести вреда здоровью.

    Студент должен иметь представление:

    - о методах клинико-инструментальной диагностики повреждений, оценки их тяжести;

    - об особенностях порядка и организации осмотра трупа в случаях травмы от падений и транспортной травмы;

    - о возможности решения экспертных вопросов с использованием современной инструментально-приборной (лабораторной) базы и компьютерных технологий в случаях смерти от повреждений, причиненных тупыми предметами.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - диагностика и описание морфологических особенностей повреждений, возникших от падений и транспортной травмы;

    - экспертная оценка результатов дополнительных и лабораторных методов исследования, использующихся при решении экспертных вопросов (установления вида травмы, механизма и условий ее возникновения и т.д.);

    - решение учебных визуализированных заданий (по экспертной диагностике и оценке повреждений);

    - составление судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов (заключения).

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.

  • Судебно-медицинская экспертиза повреждений острыми орудиями. Огнестрельные повреждения

    1.1. Тема занятия «Общие вопросы судебно-медицинской травматологии. Судебно-медицинская экспертиза повреждений острыми предметами» (первая часть)
    2. Значение изучения темы

    Знание особенностей причинения повреждений и механизмов их образования, а также умение выявлять, описывать и диагностировать повреждения, возникающие в результате взаимодействия острых предметов с частью тела (тканью или органом), определяют большую значимость темы занятия в подготовке врачей различных специальностей. Приобретенные на этом занятии навыки и умения являются обязательной основой практической деятельности экспертов, патологов и клиницистов.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: классификацию повреждений, возникающих от действия острых предметов; основные вопросы, разрешаемые при экспертизе повреждений, от действия острых предметов; признаки прижизненности, последовательности и давности причинения повреждений; механизм и особенности образования повреждений при воздействии острых предметов в зависимости от свойств травмирующей поверхности; возможности лабораторных методов исследования, используемых при судебно-медицинской экспертизе повреждений механического происхождения. Студент должен уметь: описывать повреждения по общепринятой схеме; устанавливать характер повреждений и проводить их дифференциальную диагностику; определять механизм причинения повреждений и вид травмирующего орудия или средства; выявлять признаки, позволяющие судить о прижизненности, последовательности и давности причинения повреждений. Студент должен иметь навыки:

    - особенностей наружного осмотра, техники вскрытия и забора аутопсийного материала для лаборатории при производстве судебно-медицинского исследования (экспертизы) трупа с механическими повреждениями от действия острых предметов;

    - выявления и описания повреждений, возникших от действия острых предметов, установления механизма травмы;

    - установление характера травмирующего предмета;

    - установления причины смерти;

    - экспертной оценки прижизненности и давности повреждений, их последовательности;

    - применения судебно-медицинских критериев определения тяжести вреда здоровью.

    Студент должен иметь представление:

    - о методах клинико-инструментальной диагностики повреждений от действия острых предметов, оценки их тяжести;

    - об особенностях порядка и организации осмотра трупа в случаях смерти от механической травмы;

    - о возможности решения экспертных вопросов с использованием современной инструментально-приборной (лабораторной) базы и компьютерных технологий в случаях смерти от повреждений, причиненных тупыми предметами.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - диагностика и описание морфологических особенностей повреждений, возникших от действия острых предметов;

    - решение учебных визуализированных заданий (по экспертной диагностике и оценке повреждений);

    - составление судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов (заключения)

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.


    1.2. Тема занятия «Судебно-медицинская экспертиза огнестрельных повреждений и взрывной травмы» (вторая часть)
    2. Значение изучения темы

    Знание механизма образования и особенностей причинения огнестрельных повреждений и повреждений от взрывной травмы, а также умение их диагностировать и описывать определяют большую значимость темы занятия в подготовке врачей различных специальностей. Приобретенные на этом занятии навыки и умения являются обязательной основой практической деятельности врачей любых специальностей, патологов и экспертов.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: классификацию огнестрельного оружия; механизм выстрела; компоненты выстрела и их повреждающее действие; общие вопросы баллистики; повреждающие факторы выстрела; механизм образования огнестрельных повреждений (теория ударной головной волны, гидродинамическая теория); морфологические признаки входной и выходной огнестрельных ран, их дифференциальную диагностику; механизмы формирования раневых каналов, их виды; понятие «дистанция выстрела», методы определения дистанции выстрела; «феномен Виноградова»; определение последовательности образования повреждений при множественных ранениях; особенности повреждений при выстреле холостым зарядом, пулей специального назначения, выстрелом из дефектного, самодельного оружия; особенности повреждений при выстреле через преграду; причины и генез смерти при огнестрельных повреждениях; лабораторные методы исследования, применяемые при экспертизе огнестрельных повреждений. Студент должен уметь: описывать повреждения мягких тканей, внутренних органов, костей, причиненные выстрелами из огнестрельного оружия; по выявленным морфологическим признакам повреждений устанавливать вид огнестрельного ранения, вид и направление раневого канала, проводить диагностику и дифференциальную диагностику входной и выходной огнестрельных ран; оценивать повреждение - определять его прижизненность и давность, механизм и условия возникновения, причинную связь с наступлением смерти; определять дистанцию выстрела, последовательность возникновения огнестрельных повреждений; определять взаимное расположение дульного среза оружия и части тела пострадавшего в момент выстрела; определять положение пострадавшего в момент выстрела; составлять судебно-медицинский диагноз и заключение (выводы) в случае огнестрельного повреждения. Студент должен иметь навыки:

    - оценки ориентирующих и достоверных признаков смерти, динамики развития и оценки трупных изменений;

    - особенностей наружного осмотра, техники вскрытия и забора аутопсийного материала для лаборатории при производстве судебно-медицинского исследования (экспертизы) трупа с огнестрельными повреждениями;

    - установления причины смерти и экспертной оценки повреждений, причиненных при выстрелах из огнестрельного оружия и в результате взрывной травмы;

    - использования экспертных приемов для диагностики локализации входной и выходной огнестрельных ран, особенностей раневого канала, направления и дистанции выстрела и т.п.;

    - применения судебно-медицинских критериев определения тяжести вреда здоровью в случаях смертельной и несмертельной огнестрельной травмы.

    Студент должен иметь представление:

    - о краткой истории развития судебной баллистики и основных направлениях развития научных исследований в этой области;

    - об особенностях порядка и организации осмотра трупа в случаях смерти от огнестрельной и взрывной травмы; о приемах и методах поиска, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств, подтверждающих факт огнестрельной и взрывной травмы;

    - о возможности решения экспертных вопросов с использованием современной инструментально-приборной (лабораторной) базы и компьютерных технологий в случаях смертельной и несмертельной огнестрельной травмы;

    - о правовых нормах, регламентирующих порядок приобретения, использования и хранения огнестрельного оружия, ответственности за нарушение правил хранения и незаконное применение огнестрельного оружия, принципах профилактики огнестрельной и взрывной травмы.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - диагностика и описание морфологических признаков входной и выходной огнестрельных ран и особенностей раневого канала;

    - экспертная оценка результатов дополнительных и лабораторных методов исследования, использующихся в случаях огнестрельной травмы;

    - решение учебных визуализированных заданий (по экспертной диагностике и оценке огнестрельной травмы);

    - составление судебно-медицинского диагноза и экспертных выводов (заключения).

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.

  • Судебно-медицинская экспертиза тяжести вреда здоровью

    1. Тема занятия «Судебно-медицинская экспертиза тяжести вреда здоровью»

    2. Значение изучения темы

    Судебно-медицинская экспертиза живых лиц занимает по частоте 1-е место в судебно-медицинской практике. Одним из основных видов экспертизы живых лиц является экспертиза в целях установления наличия, характера и степени тяжести вреда здоровью, определение степени утраты общей и профессиональной трудоспособности. С этих позиций, знания по данному разделу судебной медицины необходимы не только судебно-медицинскому эксперту, заключение которого является одним из ключевых доказательств при расследовании подобных происшествий, но и любому врачу для оказания эффективной помощи пострадавшим. С другой стороны, изучение частоты и морфологических особенностей телесных повреждений у потерпевших, обвиняемых и других лиц, механизмов и давности образования телесных повреждений, обстоятельств их причинения способствует разработке профилактических мероприятий, что является одной из важных задач практического здравоохранения.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: основные положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства экспертизы тяжести вреда здоровью в случаях преступлений против жизни и здоровья человека, квалифицирующие признаки тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью. Студент должен уметь: использовать «Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» и «Таблицу процентов утраты трудоспособности в результате различных травм» (Приложение к «Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»); в строгом соответствии «Медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» устанавливать тяжесть вреда здоровью, составить экспертные выводы по материалам судебно-медицинской экспертизы свидетельствуемого при определении тяжести вреда здоровью. Студент должен иметь навыки:

    - использования приемов и методов клинических дисциплин для оценки телесных повреждений по степени тяжести вреда здоровью;

    - освидетельствования лиц с наличием телесных повреждений или их следов;

    - использования судебно-медицинских критериев определения тяжести вреда здоровью в случаях экспертизы живых лиц;

    - составления экспертных выводов по материалам судебно-медицинской экспертизы свидетельствуемого для определения тяжести вреда здоровья.

    Студент должен иметь представление:

    - о краткой истории развития судебной медицины живых лиц и основных направлениях развития научных исследований в этой области;

    - об особенностях порядка и организации проведения судебно-медицинской экспертизы живых лиц; о приемах и методах поиска, обнаружения, фиксации телесных повреждений и изъятия вещественных доказательств биологического происхождения;

    - о возможности решения экспертных вопросов с использованием современной инструментально-приборной (лабораторной) базы и компьютерных технологий в случаях причинения телесных повреждений;

    - об основных положениях уголовного и уголовно-процессуального законодательства экспертизы тяжести вреда здоровья в случаях преступлений против жизни и здоровья человека; принципах профилактики правонарушений;

    - о «Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» и «Таблице процентов утраты трудоспособности в результате различных травм» (Приложение к «Медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»).

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - усвоение особенностей проведения судебно-медицинской экспертизы живых лиц;

    - описание вида, локализации, количества, формы, размеров, морфологических особенностей телесных повреждений от действия различных факторов с использованием фотографий, муляжей, рентгенограмм;

    - экспертная оценка телесных повреждений по степени тяжести вреда здоровью;

    - решение задач по определению механизма образования, давности причинения и квалифицирующего признака тяжести вреда здоровью;

    - составление судебно-медицинских выводов (заключения).

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.

  • Судебно-медицинская экспертиза скоропостижной смерти. Исследование трупа новорожденного младенца


    1. Тема занятия «Судебно-медицинская экспертиза скоропостижной смерти. Исследование трупа новорожденного младенца»
    2. Значение изучения темы

    Судебно-медицинская экспертиза трупов лиц, умерших скоропостижной смертью, а также трупов новорожденных младенцев являются сложными видами экспертизы и требует от эксперта обширных познаний в области, патологической анатомии, терапии, хирургии, инфекционных заболеваниях, а также акушерских и педиатрических знаний. При этом именно заключение эксперта в случаях детоубийства имеет ключевое значение при расследовании данного вида преступления. Особое значение имеет судебно-медицинская экспертиза трупов новорожденных, доставленных из лечебных учреждений, что связано, в первую очередь, с повышением качества лечебной работы, а изучение пери-, анте- и постнатальных причин смерти новорожденных является наиболее важным звеном в профилактике детской смертности.

    3. Цели занятия

    Студент должен знать: особенности исследования трупов взрослых и новорожденных младенцев; определение и критерии новорожденности, доношенности, зрелости, жизнеспособности и живорожденности; методы определения продолжительности внутриутробной жизни; методы определения живорожденности и продолжительности внутриутробной жизни; причины и диагностику насильственной и ненасильственной смерти новорожденных младенцев. Студент должен уметь: выявлять и описывать специфические морфологические признаки при исследовании трупа взрослых и младенцев (либо при анализе материалов карт-заданий); устанавливать новорожденность, доношенность, зрелость, жизнеспособность младенца, продолжительность его внутри- и внеутробной жизни; устанавливать причину смерти младенца; составлять судебно-медицинский диагноз и выводы (заключение) при экспертизе (исследовании) трупа младенца. Студент должен иметь навыки:

    - исследования вещей, доставленных вместе с трупом взрослого или младенца, осмотра и описания одежды и т.д.;

    - проведения наружного исследования трупа новорожденного младенца (трупные явления, измерения массы и длины трупа, его отдельных частей, исследования плаценты, пуповины, ядер Бекляра и т.д.);

    - проведения секционных разрезов, осуществления доступа к полостям и органам, извлечения и вскрытия органов;

    - проведения гидростатических проб;

    - изъятия материала и оформления направлений на лабораторные исследования;

    - составления вводной и исследовательской частей «Акта судебно-медицинского исследования трупа» («Заключения эксперта»);

    - составления судебно-медицинского диагноза и заключения «выводов»;

    Студент должен иметь представление:

    - о проблемах демографический ситуации и детской смертности в стране;

    - о правовых и морально-этических аспектах детоубийства;

    - об особенностях осмотра трупа новорожденного младенца на месте его обнаружения;

    - о процессуальных обязанностях, правах и ответственности эксперта;

    - о вопросах, решаемых экспертом при исследовании (экспертизе) трупа новорожденного младенца;

    - о пери-, анте- и постнатальной патологии как причинах смерти новорожденных младенцев;

    - о возможностях лабораторных методов (гистологического, биохимического, эмиссионного спектрального) при судебно-медицинской экспертизе трупов новорожденных;

    - о принципах составления и структуре клинического и судебно-медицинского диагноза;

    - о принципах кодирования причин смерти в соответствии с МКБ-10;

    - о требованиях, предъявляемых к судебно-медицинской документации.

    4. План изучения темы

    1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

    2. Самостоятельная работа по теме:

    - экспертная диагностика скоропостижной смерти, смерти, новорожденности, определение зрелости, жизнеспособности плода, сроков его внутриутробной жизни, живорожденности;

    - освоение особенностей техники вскрытия новорожденного младенца;

    - изучение методик проведения и оценки гидростатических проб, дополнительных исследований, забора материала для лабораторного исследования;

    - установление причины смерти

    - оформление «Акта судебно-медицинского исследования трупа» («Заключения эксперта»), включая составление диагноза и выводов.

    3. Итоговый контроль знаний (решение ситуационных задач).

    4. Подведение итогов.