13.5. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта

Основные понятия: спортивная подготовка, общая и специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно вsоздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка включает физическую, техническую, тактическую, психическую стороны подготовки спортсмена.

Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленный на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня совершенствования двигательных навыков), тактической (степени развития тактического мышления), психической (уровня совершенствования моральных и волевых качеств) подготовок.

Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований.

Тест — неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным (соревновательным) упражнением или двигательным качеством. Процедура выполнения теста называется тестированием, результатом которого является численное значение, полученное в ходе измерений. Правильное определение цели тестирования содействует правильному подбору тестов. Как правило, для оценки подготовленности спортсмена используется несколько тестов.

Комплексная оценка подготовленности спортсмена предусматривает оценку:

— специальной физической подготовленности;

— технико-тактической подготовленности;

— психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам.

Оценка технической подготовленности заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнения соревновательных и тренировочных упражнений. Контроль техники осуществляется визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники (число действий), разносторонность техники (степень разнообразия двигательных действий) и эффективность (спортивный результат). Так, например, в плавании, гребле, лыжном и конькобежном спорте эффективность техники может оцениваться по расстоянию, преодолеваемому за гребок (шаг). В спортивных играх техническую подготовленность можно оценивать по количеству точных нападающих или защитных действий, приемов из определенного числа попыток. Например, подача мяча (волана) в определенную зону игровой площади из 5 или 10 попыток; количество реализованных бросков в кольцо с линии штрафного броска из 5 попыток; количество точных передач в волейболе из определенного заранее числа попыток и многое другое; количество эффективно принятых (отраженных) нападающих ударов и т.п. На определенном этапе совершенствования техники движений необходимо контролировать ее освоенность. Стабильность результатов и значений основных биомеханических характеристик упражнения будет свидетельствовать об их освоенности.

Оценка тактической подготовленности — это оценка целесообразности действий спортсмена, направленных на достижение успехов в соревнованиях. Она предусматривает контроль за тактическим мышлением, тактическими действиями.

Оценка психологического состояния — это оценка психической готовности к соревнованиям (настойчивость, упорство, целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность и т.д.).

Специальную физическую и спортивную подготовленность по избранному виду спорта лучше всего оценивать по разрядным нормам спортивной квалификации, разрядным требованиям. Это позволяет каждому спортсмену сопоставить свои достижения с достижениями других спортсменов и не только в избранном виде спорта, но и во всех других. Спортивная классификация предусматривает систематическое поддержание и повышение приобретаемой спортсменом квалификации. Периодически нормы и требования Единой спортивной классификации усложняются, стимулируя тем самым совершенствование методики тренировки, спортивной техники, тактики и таким образом содействуя росту спортивного мастерства. Следовательно, выполнение норматива, разрядных требований может служить интегральным тестом, мерилом уровня специальной физической подготовки в данном виде спорта.

Однако в процессе спортивной тренировки часто возникает необходимость текущего контроля и самоконтроля состояния спортивной подготовленности, включающей различные ее компоненты. Для самоконтроля пригодны простейшие тесты и контрольные упражнения, не требующие специального оборудования и предварительной подготовки. Кроме того, следует иметь в виду, что оценке при самоконтроле могут быть подвергнуты только отдельные стороны, физические качества, имеющие важное значение в структуре специальной физической подготовки в избранном виде спорта. Так, например, ведущими показателями спортивной подготовленности пловцов являются выносливость, скоростно-силовые характеристики, гибкость в суставах рук и ног, у гимнастов — сила, быстрота, координация, гибкость.

Таким образом, контролируя основные показатели специальной физической подготовки в избранном виде спорта, можно в известной мере судить о спортивной подготовленности в целом.

Ниже представлены методы определения показателей отдельных физических качеств, с помощью которых спортсмен может самостоятельно оценить состояние определенного физического качества или их совокупности.

Методика самоконтроля физических качеств. Для самоконтроля общей выносливости рекомендуем доступный 12-минутный тест в беге и плавании, разработанный американским врачом Купером. Во время выполнения теста нужно преодолеть как можно большее расстояние. Желательно тест проводить на беговой дорожке стадиона, в бассейне, где легко рассчитать преодоленную дистанцию.

Студенты, посещающие обязательные учебные занятия по физическому воспитанию, ежегодно весной и осенью сдают контрольные нормативы в беге на 3 км (юноши) и 2 км (девушки), в плавании — 200 м вольным стилем. Результаты учебных нормативов можно использовать в качестве оценки общей выносливости. Для занимающихся самостоятельно можно измерять время пробегания своей традиционной дистанции или ее отрезка.

По таблице 13.5.1 можно определить оценку уровня подготовленности в соответствии с преодоленной дистанцией и показанным временем.

Таблица 13.5.1

Оценка уровня подготовленности по результатам тестов на выносливость

Оценка силовых способностей. В спортивной практике силовые способности оцениваются как с помощью измерительных устройств (динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств), так и с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу. Для самоконтроля уровня развития силовых качеств достаточно использовать специальные контрольные упражнения. Их выполнение не требует сложного оборудования и инвентаря, а по содержанию они просты по технике выполнения. Например, подтягивание, отжимание, жим штанги лежа, приседания со штангой и др. (см. табл. 13.5.2).

Таблица 13.5.2

Примерные нормативы для оценки силовых способностей

Подтягивание на перекладине из виса на прямых руках считается правильным, если подбородок поднимается выше перекладины, а положение виса фиксируется 1—2 с. Не допускаются рывковые движения ногами. Сгибание и разведение ног ошибкой не считаются. Хват кисти сверху. В спортивной практике в подтягивании женщин (девушек) применяется и. п. виса на перекладине высотой 90 см.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание) выполняется из и. п. — упор лежа, прямые руки на ширине плеч, ноги опираются на носки, спина выпрямлена. Отжиматься можно, опираясь на ладони, с опорой на кулаках, на пяти, четырех, трех (большом и указательном) пальцах, а также на тыльных сторонах ладони. Женщины (девушки) обычно выполняют сгибание-разгибание рук в упоре на скамейке, степе.

Поднимание ног к перекладине можно выполнять самостоятельно, удерживаясь руками за опору или с помощью партнера, удерживающего ваши плечи нажатием рук. И. п. — лежа, ноги прямые, носки оттянуты. Правильным считается поднимание и опускание прямых ног.

Подъем туловища из положения лежа (пресс). И. п. — лежа на спине, ноги чуть согнуты в коленных суставах и закреплены, руки за головой в замок. Поднимание туловища и наклон вперед выполняется до касания грудью колен.

Жим — силовое упражнение со снарядом (штанга, гантели, гиря), выполняемое в два приема: сначала снаряд с опоры берется на грудь, а затем от груди силой выжимается вверх до выпрямления рук. Жим штанги в положении лежа выполняется следующим образом: и. п. — лежа, штанга на стойках, справа и слева от стоек — страховка партнеров; перед началом выполнения жима занимающийся снимает штангу со стоек и держит ее на прямых руках; штанга берется хватом сверху; хват может быть узким (расстояние между руками не ограничивается) или широким (максимально допустимое расстояние — 82 см); по команде «Старт» занимающийся опускает штангу на грудь и ждет сигнала «Жим», после команды «Жим» поднимает штангу вверх до полного выпрямления рук и удерживает это положение до команды «Стойка».

Силу мышц сгибателей-разгибателей кисти можно измерить, используя ручной динамометр. И. п. — стоя, правая (левая) рука вытянута в сторону, левая (правая) — вдоль туловища. Динамометр берется всей кистью и выполняется максимальное сжатие. Поочередно выполняется 2—3 попытки каждой рукой. Засчитывается лучшая попытка сильнейшей руки.

Критериями оценки силовых способностей служат: число подтягиваний, отжиманий; количество подъемов туловища, ног, поднятый вес и т.д.

Оценка скоростных способностей (быстроты двигательной реакции, быстроты движений).

Оценка быстроты движений производится с помощью тестов, двигательных заданий, выполняемых с максимальной скоростью на время (см. табл. 13.5.3):

— варианты челночного бега — 9 м × 5 раз, 10 м × 4 раза;

— бег на короткие дистанции с ходу, со старта, с различных исходных положений;

— сгибание и разгибание рук в упоре лежа в течение 10, 15, 20 с;

— максимально быстрая ходьба в течение 5, 10 с, продвижение, м;

— приседания в течение 10, 15, 20 с;

— бег в упоре с высоким подниманием бедра за 10 с, количество шагов;

— максимальное количество наклонов за 10 с, касаясь пола кончиками пальцев;

— теппинг-тест: для проведения теппинг-теста требуются бумага, карандаш и секундомер. По команде в течение 10 с наносите точки карандашом на бумагу с максимальной частотой движений той рукой, которая быстрее. Подсчитывая точки, ведите карандашом непрерывную линию, чтобы не сбиться. У студентов с хорошим функциональным состоянием двигательной сферы максимальная частота движений руки составляет 60—70 точек за 10 с.

Таблица 13.5.3

Тесты для оценки быстроты

Можно усложнить тест, разделив лист бумаги на четыре части и нанося точки в каждом из квадратов в течение 5 с. Смена квадрата происходит по сигналу без паузы. По истечении 20 с испытание прекращают. Если частота движений от квадрата к квадрату снижается, это указывает на недостаточную функциональную устойчивость двигательной сферы.

Оценка гибкости. В спортивной практике на сегодняшний день не существует общепринятых критериев и шкал оценки гибкости. Наиболее часто она оценивается по способности к выполнению наклона туловища вперед без сгибания ног в коленных суставах, при этом измеряется расстояние между кончиками пальцев выпрямленных рук и опорной поверхностью. Выбор данного упражнения связан с тем, что гибкость позвоночника и подвижность в тазобедренных суставах имеют наибольшее значение для большинства современных видов трудовой деятельности. Кроме того, расстояние между кончиками пальцев и опорной поверхностью можно легко измерить с помощью обычной линейки. В большинстве других контрольных упражнений подвижность определяется по предельным углам сгибания или разгибания сочленяющихся сегментов тела, что создает значительные трудности для неподготовленных людей. Исходя из того, что развивать гибкость и поддерживать ее на достигнутом уровне возможно в любом возрасте и независимо от пола, мы приводим единые для всех возрастных категорий людей шкалы оценки гибкости. Они построены на основе максимальных проявлений подвижности в различных звеньях тела спортсменами.

Основными тестами гибкости являются простые контрольные упражнения: наклоны, «мост», шпагат, приседания и т.д. (см. табл. 13.5.4). Тестирование должно проводиться после соответствующей разминки.

Таблица 13.5.4

Примерные нормативы для оценки гибкости

Для оценки гибкости позвоночника и подвижности в плечевых, голеностопных и тазобедренных суставах применяются:

— наклон туловища вперед из положения стоя;

— выкрут назад с гимнастической палкой (оценивается по ширине хвата в см);

— захват кистей согнутых рук за спиной;

— вытягивание носков в седе;

— гимнастический мост наклоном назад с прямыми ногами, поперечный мост, продольный мост;

— приседание, не отрывая пятки от пола;

— прогибание туловища назад из положения лежа на груди.

Наклон туловища вперед из положения стоя. Наклон выполняется из и. п. стоя на скамейке, табурете или другом возвышении до предела вперед, не сгибая ног в коленях и опустив руки. Измеряется расстояние от конца среднего пальца кисти до площадки, на которой стоите. Если вы достаете пальцами до площадки (будем считать ее нулевой отметкой), то подвижность позвоночника удовлетворительная. Если при наклоне пальцы будут ниже нулевой отметки, подвижность оценивается как хорошая и ставится знак «плюс» (например, +5 см). Если пальцы не достают до горизонтальной плоскости, то подвижность позвоночника оценивается как недостаточная. В этом случае данные измерения записываются со знаком «минус» (например, –10 см). Аналогично можно оценить подвижность позвоночника при наклонах влево и вправо.

Выкрут назад с гимнастической палкой. И. п. — стоя, палка внизу, хват сверху. Ширина хвата индивидуальна. Выполняется выкрут прямыми руками назад. Рекомендуется постепенно уменьшать ширину хвата во избежание растяжений, разрывов сухожилий, связок, мышц. Ширина хвата оценивается по разметке на гимнастической палке в сантиметрах. Разметка начинается от середины палки с нуля. Показатели справа и слева от нуля суммируются. Эта сумма отражает уровень развития гибкости плечевого пояса.

Захват кистей согнутых рук за спиной. Выполняется в и. п. стоя. Согнутые в локтевых суставах руки заводятся за спину (правый или левый локоть вверх) и выполняется захват кистей. Оценка гибкости осуществляется по уровню захвата кистей — «замок» кистей, касание пальцев, разрыв между кистями (в см).

Вытягивание и сгибание носков ног в седе. Тест выполняется в и. п. сидя, ноги максимально выпрямлены, стопа располагается напротив вертикальной измерительной линейки. При вытягивании или сгибании стопы фиксируется уровень развития гибкости голеностопного сустава по отметке на измерительной линейке.

Гимнастический мост наклоном назад с прямыми ногами. Гимнастический мост выполняется из и. п. стоя медленным наклоном туловища назад до касания руками пола. Ноги при выполнении наклона держать прямыми. Оценка гибкости осуществляется по расстоянию от кистей до пяток.

Поперечный мост и продольный мост. Выполняются из и. п. стоя медленным разведением ног в стороны продольно или поперечно. Оценка гибкости осуществляется по расстоянию от таза до пола.

Приседание. Выполняется из и. п. стоя, руки за головой, спина прямая. Оценка гибкости осуществляется по расстоянию от пола до таза.

Прогибание туловища назад. Выполняется из и. п. лежа на груди, руки вверху прямые. Кисти рук находятся напротив вертикальной измерительной линейки. Прогибание выполняется одновременно с подниманием рук вверх. Положение рук сохранять на уровне линии головы. Результат гибкости оценивается по отметке на измерительной линейке.

Для оценки уровня развития координационных способностей (ловкость, устойчивость равновесия) используют следующие двигательные задания, выполняемые на время и точность движений: бег «змейкой», бег «змейкой» с преодолением препятствий, различные варианты челночного бега, метание мяча в цель с различного расстояния и с различных исходных положений. Кроме того, для оценки координационных способностей можно использовать простые упражнения: расстановка карманных шахмат, манипуляционный тест (надевание шайб на штырьки), ловля падающей линейки, монетки.

Челночный бег. В спортивной практике используется в качестве теста несколько вариантов челночного бега: челночный бег 3×10 м, челночный бег 5×9 м, челночный бег с переноской кубиков за линию старта. Содержание теста заключается в повторном преодолении определенной (короткой) дистанции по линии старт — финиш. Результат теста зависит от скорости преодоления отрезков и быстроты поворотов. Оценка теста осуществляется по времени преодоления дистанции.

Метание мяча. Для теста с метанием можно использовать различные мячи: волейбольный, баскетбольный, теннисный. Расстояние метания, высота цели достаточно вариативны. Результативность теста оценивается по количеству попаданий. Обычно предлагается выполнить 10 попыток.

Скакалка. Для оценки координационных способностей и быстроты движений в спортивной практике часто используют прыжки на двух ногах через скакалку в течение 30 с. Более длительное выполнение прыжков будет оценивать скоростную выносливость. Результат теста — количество прыжков за 30 с. Следует отметить, что темп зависит от высоты подскоков. Чем ниже высота, тем больший темп можно развить. Вращение скакалки можно осуществлять от локтевого или лучезапястного сустава. Чтобы правильно подобрать длину скакалки, необходимо, держа ее за ручки, встать двумя ногами по центру. Ручки скакалки должны находиться на уровне подмышек.

Тест с линейкой. Тест выполняется в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Партнер устанавливает 40-сантиметровую линейку параллельно ладони обследуемого на расстоянии 1—2 см. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ладони. После команды «внимание» партнер в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края линейки. Предпринимаются 3 попытки, засчитывается лучший результат. Хорошим считается результат 13 см для мужчин и 15 см для женщин.

Таблица 13.5.5

Контрольные упражнения для оценки уровня развития
координационных способностей

Тест с монетой. Одна рука находится на расстоянии 40 см от другой по вертикали. Рукой сверху монета выпускается, а рукой снизу она ловится. Упражнение выполняется 10 раз. Оценка координационных способностей осуществляется по количеству пойманных монет.

Организация и содержание занятия.

Цель работы: ознакомиться с методикой самооценки специальной физической подготовленности по избранному виду спорта.

Оборудование: оборудование и спортивный инвентарь для проведения тестов с целью определения и оценки выносливости, быстроты, силы, гибкости и ловкости, секундомеры, протокол занятий.

Ход занятия.

1. Преподаватель сообщает цель, задачи, содержание занятия, знакомит с понятиями «спортивная подготовка», «общая и специальная физическая подготовка», «тестирование в спорте».

2. Проводятся тесты для оценки специальной физической подготовленности в соответствии со спортивной специализацией учебной группы. Например, на специализации плавания оценка выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств; бокс — скоростно-силовых качеств; ориентирование — выносливости, переключения внимания.

Один из подготовленных студентов (знакомый с правилами выполнения теста) выполняет тест. Преподаватель комментирует правильность выполнения теста, фиксирует результат и совместно со студентами обсуждает значение теста. Таким образом проводятся тесты основных физических качеств специальной физической подготовки по данной спортивной специализации.

3. Результаты проведенных тестов фиксируются в протоколе занятий.

Протокол занятия

Тема: методы самооценки специальной физической
и спортивной подготовленности по избранному виду спорта

Студент____________________________________________________________

Спортивная специализация____________________________________________

Возраст_____________________________________________________________

Физическое
качество
Тест Ре­зуль­тат Оцен­ка
Выносливость Бег 3 (2) км, мин, с    
Тест Купера    
Сила Подтягивание, количество раз    
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз    
Поднимание и опускание туловища из положения лежа в положение сидя, количество раз    
Быстрота Сгибание и разгибание рук в течение 10 с, количество раз    
Приседание в течение 10 с, количество раз    
Теппинг-тест, количество раз    
Бег 30 м, с    
Гибкость Выкрут назад с гимнастической палкой, ширина хвата, см    
Наклон туловища вперед из положения стоя на скамейке, см    
Захват кистей согнутых рук за спиной, см    
Приседание, см    
Координационные способности Прыжки через скакалку за 30 с    
Челночный бег 5 × 9 м, с    
Метание мяча в цель, количество попаданий    
Тест с линейкой, см    
Тест с монеткой, количество раз    
Последнее изменение: пятница, 18 Декабрь 2015, 15:06