В помощь преподавателю

Оптика: свет

Эту историю я слышал от Сергея Петровича Капицы — известного физика и сына не менее известного физика — Петра Леонидовича Капицы, Нобелевского лауреата. Петр Леонидович Капица был учеником Резерфорда и работал у него в Кавендишской лаборатории (Великобритания). За его нрав коллеги называли Резерфорда «крокодилом». И вот, покидая Кавендишскую лабораторию и уезжая домой, в Москву, Петр Леонидович взял кусок угля и на кирпичной стене здания нарисовал огромного крокодила.

За этим занятием его застал... сам Резерфорд. «Что Вы делаете?» — рассвирепел он. Но Капица не растерялся и сказал, что хотел бы оставить Резерфорду в память о себе этого крокодила, ведь крокодил в России — символ удачи. И Резерфорд... проворчал: «Все-таки Капица думает, что я не крокодил, а осел. Неужели он не догадывается, что я знаю, как он меня называет».

А крокодил красуется на стене и по сей день. Как подарок одного Нобелевского лауреата другому Нобелевскому лауреату. Сегодня крокодил — достопримечательность Кембриджа (см. рис. далее).

Стена Кавендишской лаборатории в Кембридже

Наша же «достопримечательность» — фотоэффект, который впервые был обнаружен Герцем еще в 1887 г., через год — А. Г. Столетовым, но объяснение этому явлению дал Альберт Эйнштейн.

Пример решения задач

Дано:

Свет от естественного источника проходит через поляризатор, а затем через анализатор. Угол между главными плоскостями поляризатора и анализатора составляет Считая, что в каждом приборе теряется 8% падающего света, определить интенсивность света на выходе из анализатора по отношению к падающему.

Решение:

Интенсивность прошедшего через поляризатор света можно определить как где k = 0,08 — коэффициент пропускания, I0 — интенсивность падающего на поляризатор света.

На выходе из анализатора, с учетом закона Маллюса

Подстановка последнего выражения дает

Искомое нами отношение есть

Аналитические задания

  1. Еще со времен Гельмгольца считается общепринятым, что у нас в глазу имеется только три вида рецепторов-колбочек, воспринимающих синий, зеленый и красный цвета. Следовательно, все богатство остальных цветов получается их смешением. Как это проверить? Художники могут смешивать краски на палитре. А можно ли обойтись без палитры?
  2. Известно, что вода и воздух — прозрачные для света среды. Однако облако — водяные капли в воздухе — непрозрачно. Объясните этот парадокс.
  3. Легонько нажмите пальцем на правое глазное яблоко со стороны переносицы (в левой части глаза). Вы увидите светлые круги в правой части глаза. Причина их появления — механическое раздражение сетчатки. Но ведь это раздражение было в левой, а не в правой части глаза. Объясните это несоответствие.
Последнее изменение: понедельник, 19 Сентябрь 2016, 13:31