Введение: Основы безопасности жизнедеятельности

 

Цели и задачи, содержание дисциплины, требования к ее усвоению

 

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», изучаемая в настоящее время в учебных заведениях, призвана интегрировать знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания и, прежде всего, с техносферой. Суть учения о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере обусловлена наличием непрерывного воздействия на человека внешних массовых, энергетических и информационных потоков, часть из которых может иметь уровни, превышающие допустимое воздействие на него.

 

Причины возникновения и  формирования учения о БЖД в России – это потребности общества и человека в защите от опасностей.  В современной России достигнутый уровень удовлетворения потребностей населения страны в его безопасности значительно уступает современным достижениям ведущих стран мира в этой области.

 

Основными причинами возникновения в России учения о БЖД человека в техносфере являются:

 

высокая смертность населения от внешних причин;
низкие показатели средней продолжительности жизни;
ежегодное снижение общей численности населения России в настоящий период и на перспективу.

 

Основная цель учения о БЖД – формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности людей от внешних причин.

 

Новая область научных знаний — наука о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере и соответствующее ей содержание понятия культура безопасности формируются сейчас на основе накопленного ранее богатого практического опыта решения прикладных задач (защита от вибраций, шума, электромагнитных полей, механического травмирования и др.) и продуктивных попыток использования фундаментальных основ науки.

Цель науки о БЖД — создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Объектом  изучения дисциплины БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в  системе «человек- среда обитания».

Предмет исследований в науке о БЖД — это опасности и их совокупность, действующие в системах «объект защиты — источник опасности», а также средства и системы защиты от опасностей.

 

Цель БЖД как общепрофессиональной дисциплины заключается в формировании у специалистов представления о неразрывном единстве профессиональной и иной деятельности с требованиями безопасности создаваемой и эксплуатируемой ими техники и о реализации условий комфортности и защищенности человека от опасностей.

 

Задача БЖД – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками:

 

для идентификации в среде обитания негативных воздействий естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
прогнозирования процессов развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
создания комфортного (нормативно-допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

 

Задача сохранения здоровья и жизни людей, взаимодействующих с техническими системами, реализующих технологические процессы и проживающих в современной техносфере во многом решается на основе научных знаний о БЖД человека.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. (Понятие «безопасность жизнедеятельности» формализовано впервые в России в 1990 г. Решение Коллегии государственного комитета СССР по народному образованию № 8/3 от 27.04.90 имело название «О мерах по созданию системы непрерывного образования в области «безопасности жизнедеятельности».)
Возникновение новой области научных знаний — объективная потребность современного состояния общества. Известно, что необходимость защиты от пожаров, опасностей в сфере деятельности людей, естественных стихийных явлений и т. п. существовала всегда на всех этапах развития человеческого общества, однако масштабы защитной деятельности не требовали вовлечения в эту сферу всего населения планеты, так как многое решали специалисты.

Содержание дисциплины БЖД лежит в плоскости так называемой «культуры безопасности». Жизнь человека требует определенного сочетания условий обитания. Если все условия среды обитания благоприятны, за исключением одного, то именно это условие становится решающим для жизни данного организма. Оно лимитирует развитие организма. В соответствии с законом Либиха выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Разрушение организма возможно и под действием совокупности внешних факторов.

 

Результат негативного внешнего влияния на организм зависит от свойств и параметров потоков воздействия, а также от свойств организма. Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что здоровье человека зависит во многом (до 70 %) от его поведения и состояния среды обитания. В профилактике негативного влияния этих факторов различают три главных направления:

 

личное безопасное поведение человека;
реализацию общественных (коллективных) мер по безопасности деятельности;
обеспечение качественного состояния среды обитания.

 

Личные меры безопасности связаны с рациональным выбором места жительства, соблюдением правил и норм охраны труда, следованием традициям здорового образа жизни, которые могут существенно продлить жизнь каждого человека и его близких, избавить их от преждевременной старости и гибели.

На каждом этапе социально-экономического развития страны значительное позитивное влияние на здоровье населения оказывают коллективные меры безопасности. Они направлены на реализацию безопасных условий деятельности и быта; эффективную работу систем предупреждения и защиты населения от техногенных и естественных катастроф. Эффективность коллективных мер во многом обусловлена успешным взаимодействием государственных структур, ответственных за их реализацию, наличием законодательно-нормативной базы, использованием современных средств и методов защиты людей от негативных факторов.

Обеспечение качественного состояния среды обитания достигается главным образом в результате рационального обращения с ресурсами и отходами, использования в условиях техносферы объектов экономики, машин и технологий, соответствующих нормативным требованиям по безопасности и экологичности.

Создатели учения о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере считают, что значительную роль в рациональном использовании личных и коллективных мер защиты в создании качественной среды обитания играет уровень владения каждым человеком знаниями об опасностях окружающего нас мира и способах защиты от них, что и составляет основу понятия «культура безопасности».

Эффективное использование этих знаний позволяет существенно сократить людские потери от нарушения здорового образа жизни, пренебрежения опасностями, нерационального выбора условий проживания и т. п. Умелое использование этих знаний даже при наличии экономических трудностей в стране позволяет создавать для человека малоопасные жизненные условия, гарантирующие ему сохранение здоровья и максимально возможную продолжительность жизни.

Знания в области безопасности необходимы всем членам общества на всех этапах жизни. На школьном уровне каждый человек концентрирует свое внимание наличной и коллективной безопасности, что составляет основу его культуры безопасности. Далее он обязан повышать свою культуру безопасности, поскольку каждый, переходя из состояния учащегося (после завершения обучения в школе, вузе) в состояние работника — созидателя, должен знать и всегда оценивать возможные негативные последствия своих действий.


Последнее изменение: среда, 5 Июль 2017, 12:02